статья Он пугает, а им не страшно

Иван Горяев, 22.11.2001
Фото NTVRU.com

Фото NTVRU.com

В марте Путину удалось сменить ельцинских силовиков. "Старые кадры" были захвачены врасплох. Когда же осенью "питерцы" замыслили продолжить "кадровую революцию", этот номер не прошел. Октябрьское наступление Счетной палаты и Генпрокуратуры на руководство ряда федеральных ведомств на настоящий момент фактически захлебнулось. Разношерстная российская элита восприняла этот факт как команду "вольно". Этой осенью федеральную, региональную и силовую бюрократии охватила эпидемия неподчинения. Путина перестали бояться.

И первыми страх преодолели его ближайшие сподвижники в Кремле. Как известно, "мотором" громких октябрьских дел стал первый заместитель генпрокурора Юрий Бирюков, напрямую взаимодействовавший на этот предмет с "питерским" крылом президентской администрации. Глава "старой кремлевской гвардии" Александр Волошин, со своей стороны, аккумулировал недовольство затронутых прокурорскими проверками глав федеральных ведомств. Как стало известно Граням.Ру, именно по его настойчивой просьбе генпрокурор Владимир Устинов 12 ноября отправил Бирюкова в отпуск. Сам же в его отсутствие с наслаждением свернул прокурорские проверки в ГТК, МЧС, Минпечати и Минэнерго и начатые уголовные дела. Большая Дмитровка в настоящее время "работает" лишь по МПС и окружению бывшего главы МВД, а ныне секретаря Совбеза Владимира Рушайло. "Люди Путина" в ФСБ и близкие им коммерческие структуры, похоже, проиграли борьбу с руководством ГТК за контроль над Центральным и Северо-Западным таможенными управлениями - не говоря уже о провале попыток снять самого главу ГТК Михаила Ванина. Поговаривают, что в чекистской верхушке в этой связи нарастает острое недовольство президентом.

Единственной, хотя и относительной удачей Путина во взаимоотношениях с правоохранительной сферой может считаться принятие Госдумой 22 ноября во втором чтении пакета законов о судебно-правовой реформе. Относительной - потому что изначальный план реформы, разработанный под руководством замруководителя администрации Дмитрия Козака, существенно смягчен. Под давлением неожиданно сильного "прокурорского лобби" в Охотном Ряду Козаку пришлось отказаться от намерения сузить надзорные полномочия органов прокуратуры, передав часть их судам. Кремль вынужден был пойти на компромисс и в вопросе об уголовной ответственности судей. Соответствующая норма в законах "О статусе судей" и "О судейском сообществе" прописана крайне невнятно. А без этого трудно будет создать дисциплинированную и пугливую "судебную вертикаль" с Минюстом на вершине - чтобы через покорные президенту суды управлять региональной исполнительной властью и процессами передела собственности на местах.

Правительство перед лицом развалившегося бюджета-2002 и нешуточной угрозы экономического кризиса пребывает в растерянности. Михаилу Касьянову в очередной раз удалось тактически переиграть главу Минфина Алексея Кудрина и министра экономического развития и торговли Германа Грефа. Премьер виртуозно "перевел стрелки" ответственности за бюджетный крах на своих аппаратных конкурентов. Кудрин и Греф пересчитывают параметры бюджета, включающие, кроме цен на нефть, еще и курс плавно девальвирующегося рубля, и уровень инфляции, и показатели экономического роста.

Между тем уже понятно, что вверив Кудрину единоличный мандат на продавливание бюджета через нижнюю палату, хозяин Кремля совершил ошибку. Вице-премьер крупно подставил своего президента. В начале ноября Путин вынужден был вернуть к рычагам управления пропрезидентскими думскими объединениями все того же Александра Волошина и его заместителя Владислава Суркова. По сведениям Граней.Ру, в преддверии грядущих мучительных бюджетных баталий по инициативе Суркова еще в начале прошлой недели начато пополнение знаменитых кремлевских "черных" авуаров для "работы с депутатами". В качестве "доноров" называют ОАО "Газпром", ОАО "СГ-транс", РАО "ЕЭС России", ОАО "Связьинвест". Контрольный срок - 30 ноября, день третьего чтения бюджета-2002. В обмен всем этим структурам на будущий год якобы обещаны важные налоговые преференции.

Накануне отъезда Путина в США резко осложнились его отношения с армейским генералитетом. По сведениям Граней.Ру, 12 ноября на встрече с президентом командующие округами дали своему верховному форменное сражение. Генералы будто бы без обиняков заявили Путину, что 68 млрд рублей, ассигнованных на национальную оборону в 2002 году, явно мало и что за сдачу США военной инфраструктуры СНГ в Центральной Азии у Буша следовало бы потребовать компенсацию. Все равно в какой форме, якобы подчеркнули собеседники Путина: "Это дело правительства". Главное чтобы вожделенные американские деньги "не проехали мимо голодной армии". Кроме того, в часовой беседе с президентом генералы затронули и тему "чеченского урегулирования". Они заклинали Путина не торопиться. Однако пиар пиаром, да только президентские выборы давно прошли. А война - дело накладное. Говорят, президент был вне себя от того, что "эти лампасы еще дают политические советы".

Олигархи, которые соберутся у Путина в пятницу, 23 ноября, уже получили от него царский подарок: замораживание тарифов ОАО "Газпром" и РАО ЕЭС до весны 2002-го. Тем не менее президент так и не дождался от них ясной позиции ни в отношении ультиматума ОПЕК 14 ноября, ни в отношении вступления России в ВТО.

Фронда нацреспублик против "большого белого царя" таит в себе не меньшие опасности, чем недовольство армейской верхушки или олигархов. Путин не сумел мягко "разрулить" предвыборную ситуацию в Якутии. Ему не удалось перетянуть на свою сторону президента АК АЛРОСА Вячеслава Штырова. Возможно, Центризбирком добьется снятия нынешнего президента республики Михаила Николаева с предвыборной дистанции. Но тогда пластилиновый Верхсуд Якутии, вероятно, восстановит Штырова в качестве кандидата в президенты на выборах 23 декабря - и тот "продублирует" Николаева. Если же и это не удастся, осмелевшая якутская элита, весьма возможно, пойдет на срыв выборов. Тогда Путину, если он хочет сохранить лицо, придется решаться на силовой вариант - со всеми сопутствующими издержками.

"Приморско-якутский прецедент", несомненно, будет тиражирован. Например, на 15 декабря назначены президентские выборы в Чувашии, где все шансы на победу имеет нелюбимый Кремлем президент Николай Федоров. Это ведь он, если кто не помнит, тормозил в своем сенатском комитете по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам путинские реформы "властной вертикали".

Триумфы неугодных Путину региональных баронов наполняют уверенностью сердца всех 69 глав территорий, желающих преодолеть пресловутую планку третьего срока. Провал очередной попытки "питерской" части администрации продавить через Думу поправки в закон "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов госвласти в субъектах РФ", запрещающие большей части глав регионов баллотироваться на третий срок, датирован 14 ноября. О накале борьбы свидетельствуют итоги тайного голосования: для преодоления сенатского вето на упомянутые поправки необходимо было 300 депутатских голосов; инициаторы поправок недобрали всего 14. Собеседники Граней.Ру в Охотном Ряду прямо связывают думскую победу губернаторов и президентов с ситуацией в Якутии. И к тому, и к другому, по мнению большинства наблюдателей, приложила руку "старая кремлевская гвардия", желающая сохранить влияние и на глав регионов, и на процесс их перевыборов.

Все это очень похоже на кризис "президентской властной вертикали" вообще и института полпредов в частности.

Дефолт 1998-го стал точкой отсчета почти годового многослойного кризиса режима Ельцина. Тогда Кремль выплыл. Какой политический кризис подстерегает нас в 2003-2004-м? Элита прикидывает, на кого бы дружно проставиться в дефолтном 2003-м. Политтусовка полна слухов, о том, что, скажем, Чубайс ставит на губернатора Ульяновской области Владимира Шаманова, а банкиры Михаил Фридман и Петр Авен подумывают о поддержке Бориса Немцова. Тут, конечно, возможны отвлекающие маневры, фигуры прикрытия. Альтернатива Путину еще неизвестна, однако уже востребована. Для нее "оттаптывается" место. Пока, впрочем, мяч на стороне Путина. Но игра обостряется.

Иван Горяев, 22.11.2001