статья Старая гвардия сдается, но не умирает

Иван Горяев, 01.10.2001

В ближайшем окружении президента реанимируются приторможенные было планы перемещения основных блоков президентской администрации - политического, территориального, правового, контрольного и кадрового - в аппарат Госсовета. Сколь ни экзотичен этот проект, а все же авторов его можно понять.

С одной стороны, приятнейший был бы орган власти, этот ГС. Во главе - президент. Региональные лидеры, входящие в Госсовет, ротируются. Они никак не будут влиять на инкорпорированный в ГС президентский аппарат. Наоборот, это он, аппарат, легко обеспечивает одобрение членами ГС любого концептуального предложения Кремля. С другой стороны, в Конституции про Госсовет вроде ничего не сказано.

Однако новую команду, приведенную президентом Владимиром Путиным в Кремль, всегда раздражала излишняя самостоятельность "ельцинской гвардии", ее тесные связи с олигархами, ее огромное влияние в парламенте и в региональных элитах. Велик соблазн избавиться от "старожилов" путем структурного маневра. А там, глядишь, и придать ГС конституционный статус.

Тем более что "старая гвардия" дает новые поводы для раздражения. Слухи, возникающие, как сказал бы классик, на внутренней стороне кремлевских политических ветров, вновь клубятся вокруг персоны руководителя президентской администрации Александра Волошина.

11 сентября Александр Стальевич выехал в Санкт-Петербург для запланированной встречи с полпредом в Северо-Западном федеральном округе Виктором Черкесовым. Президентские сановники, сравнительно недавно наладившие друг с другом добрые аппаратные отношения, должны были обсудить общие проблемы работы полпредства, а заодно и некоторые кадровые вопросы. Каково же было изумление полпреда, когда за день до отлета из Москвы глава администрации позвонил ему и "по дружбе" попросил вызвать в Питер еще одного коллегу - полпреда в Центральном ФО Георгия Полтавченко. Чтобы "встретиться на вашей с ним родной территории", будто бы добавил Волошин.

Ни для кого не секрет, что отношения Полтавченко с Волошиным не заладились с момента появления питерского генерала в столичных коридорах власти. В конце 2000 - начале 2001 года в путинском окружении даже просчитывали возможность назначения Георгия Полтавченко на пост руководителя президентской администрации. Со своей стороны, сравнительно недавно Волошин заблокировал назначение подчиненного Полтавченко главного федерального инспектора Протагена Андриевского на пост начальника ГУВД г. Москвы. А затем практически оттер структуры полпреда от участия в ключевой кампании по выборам в Мосгордуму.

Тем не менее просьбу Волошина генерал Черкесов выполнил. Властное влияние главы администрации, встроившегося в путинскую команду, в последние месяцы заметно выросло. Кроме того, ведь и Александр Стальевич помогал полпреду чем мог. Например, в интригах против нелюбимых "петербургским смотрителем" губернаторов - питерского Владимира Яковлева и псковского Евгения Михайлова.

Александр Стальевич и Виктор Васильевич встретились в резиденции полпреда на Петровской набережной в присутствии супруги полпреда Натальи Чаплиной. Эта петербургская журналистка возглавляет информационное агентство "Росбалт" и считается негласным посредником между Волошиным и "людьми Черкесова". В узком кругу глава администрации будто бы сообщил полпреду, что собирается пригласить Полтавченко на пост своего первого заместителя, поручив ему вопросы кадров и кадровой политики. Волошин хотел, чтобы Черкесов передал Полтавченко его предложение и чтобы Георгий Сергеевич присоединился к их обществу.

Полпред, вероятно, удивился еще сильнее. Кадровыми вопросами в Кремле ведает малоизвестный, но чрезвычайно влиятельный и близкий к Владимиру Путину чиновник - замруководителя президентской администрации Виктор Иванов. Как и Георгия Полтавченко, "чекиста" Иванова часто называют аппаратным недругом Волошина. Притчей во языцех стал последний конфликт между Александром Стальевичем и его замом по кадрам, завязавшийся вокруг кандидатуры на хлебный пост гендиректора Росгосрезерва. Это ведомство, ежегодно закупающее для чрезвычайных госнужд только нефти и нефтепродуктов на 10-11 млрд рублей, традиционно считалось "семейно-олигархической" вотчиной. Тем не менее с подачи Иванова его возглавил выходец из системы КГБ-ФСБ Александр Григорьев.

Искушенный Черкесов, несомненно, догадался, что Волошин как минимум пытается столкнуть между собой в лице Полтавченко и Иванова разные группировки внутри весьма влиятельного в путинском окружении сообщества выходцев из спецслужб. Тем не менее полпред связался с коллегой, уже прибывшим в Санкт-Петербург, и объяснил ему суть дела. Полтавченко категорически отказался встречаться с Волошиным. Проводив Александра Стальевича в аэропорт, Виктор Васильевич, как говорят, не преминул доложить о происшедшем президенту.

По слухам, Путин после звонка Черкесова был вне себя. Тем не менее скорее всего он простит Волошину эту интригу. Просто потому что Волошин самый умный из его соратников. Однако относиться к Александру Стальевичу ВВП будет теперь иначе, чем три недели назад, когда поручал ему "подтянуть полпредов". По крайней мере, серию инспекционных поездок Волошина по столицам федеральных округов пока решено свернуть. Попутно, наряду с молвой о грядущей реорганизации кремлевского штаба, политтусовку вновь бороздят феерические слухи о готовящемся назначении главой администрации парламентского "тяжеловеса" Евгения Примакова.

Иван Горяев, 01.10.2001