Президент министра кроет
Внешне заявления министра обороны Сергея Иванова, раздающиеся с Дальнего Востока, и высказывания президента РФ Владимира Путина, доносящиеся с Юга России, выглядят несогласованными. Иванов напирает на необходимость "масштабных и жестких" операций в Чечне. Путин полагает, что операции "должны носить точечный характер, никаких массовых мероприятий быть не должно". Иванов говорит о преждевременности вывода войск из Чечни и о том, что России "объявили войну". Путин явно не желает обсуждать проблему в таких терминах, он лишь указывает, что "антитеррористические мероприятия должны быть продолжены".
Расхождения такого рода в публичных выступлениях президента и его министра, конечно, не остаются незамеченными. Кто-то наверняка уже углядел в этом крутую интригу: министр обороны Иванов, заручившись поддержкой военных, бросает вызов Путину и начинает борьбу за высший государственный пост. И, учитывая любовь россиян ко всякого рода мочиловке, шансы у него предпочтительнее, чем у действующего президента.
Сторонники же Путина, рисующие образ доброго царя, окруженного нехорошими боярами, получили очередной повод поговорить о борьбе президента с "партией войны", возглавляемой Сергеем Ивановым. Мол, Путин делает все возможное, чтобы остановить бойню в Чечне, но на его пути стоят стеной военно-промышленное лобби и криминальные кланы, делающие на этой войне большой бизнес.
Но есть и менее комплиментарный для Владимира Владимировича вариант. Президент в принципе не против сохранения очага напряженности на Северном Кавказе. Он помнит, как воинственная терминология привела его в кресло главы государства. На гребне той же могучей волны Владимир Владимирович не прочь и вторично въехать в Кремль. Но есть у него некоторые расхождения с Сергеем Ивановым и генералами во взглядах на темпы и характер чеченской кампании. Военные хотели бы получить больше свободы действий в Чечне, чтобы не путались под ногами Кадыров с компанией, чтобы наглухо закрыть контртеррористическую операцию от общественности и СМИ, чтобы "мочить" всех и вся по полной программе. Президенту же волей-неволей приходится брать в расчет настроения в российском обществе да еще прислушиваться к позиции Запада.
Но есть и третья версия взаимоотношений президента с его генералами и министром обороны. Не исключено, что на самом деле подходы к Чечне у Иванова и Путина неразличимы даже в мелких деталях. И все то, что высказывает Иванов, предварительно оговорено и согласовано с Путиным. Просто публичные роли у них по понятным причинам разные. Известная доля агрессивности, наступательности военному министру к лицу. Если и загнет чего сгоряча, ему простят – такая у человека работа. Президенту же подобает плавность в движениях, обстоятельность и взвешенность. Что Владимир Владимирович и пытается демонстрировать на людях. Правда, не всегда все получается гладко, но со временем овладеет респектабельностью, необходимой для первого лица в государстве. Он человек обучаемый.
В беседе же с Ахмадом Кадыровым Путину ничего другого кроме успокоительных интонаций демонстрировать и не полагалось. Известно, как настойчив глава чеченской администрации в вопросах вывода войск. Он же понимает, что уход из Чечни армейских частей дал бы ему хоть какую-то возможность утвердиться в глазах земляков в качестве реальной политической фигуры в республике. В противном случае его марионеточность так и останется неприкрытой. Президент, как ему и следовало, успокоил своего туземного наместника. А с глазу на глаз, возможно, и заверил, что и армию выводить будем, и власть вам полностью передавать будем. Все отлично, все путем.
Но есть во всех этих мнимых разногласиях президента и министра обороны одна реальная опасность. Для президента. Еще пару взрывов в Москве, еще сотня-другая жертв - и Сергей Иванов с его жесткой, кнутобойной риторикой и внешностью исполнителя высших мер вполне сгодится на роль спасителя Отечества, затмив своими доспехами дипломатический сюртучок Владимира Путина. В нынешней России небезопасно отдавать имидж крутого полководца кому бы то ни было, хотя бы и на время.
Статьи по теме
Президент министра кроет
Министр обороны Сергей Иванов продолжает делать жесткие заявления по ситуации в Чечне. В среду он подтвердил, что войска из мятежной республики выводиться не будут до тех пор, пока не перебьют всех супостатов - и полевых командиров, и "винтиков-исполнителей". Однако днем ранее президент Путин указывал на недопустимость "массовых военных действий" в Чечне. Между двумя друзьями-питерцами вроде как наметились серьезные разногласия. Это дало аналитикам повод заговорить о неутоленных амбициях главы военного ведомства.
К "блестящим" операциям армия готова
Объявленная в воскресенье Сергеем Ивановым "масштабная, жесткая, но адресная спецоперация" в Чечне, набирает ход. Пришла в движение вся 80-тысячная группировка федеральных войск. В аппарате главы чеченской администрации Ахмада Кадырова Граням.Ру сообщили, что наиболее активно "военные работают в районе Ханкалы, где упал вертолет, а также в Гудермесском, Ножай-Юртовском и Курчалоевском районах". Информация из Чечни приходит крайне скудная. Похоже, первая победа федералами уже одержана – над СМИ.