По второму петербургскому делу "Хизб ут-тахрир" дали сроки до 10 с половиной лет
Коллегия Московского окружного военного суда под председательством Евгения Зубова на выездной сессии в помещении Ленинградского окружного военного суда приговорила восьмерых фигурантов второго петербургского дела "Хизб ут-тахрир" к срокам до 10 с половиной лет. Об этом сообщает пресс-служба петербургских судов.
Наибольший срок получил 35-летний россиянин Артур Ахмедов. Его отправляют в колонию строгого режима. Остальным фигурантам назначены сроки в колонии общего режима: 6 лет - гражданам Таджикистана 44-летнему Мирзобароту Мирзошарипову и 46-летнему Фарходу Нурматову; 5 с половиной лет - гражданам России 30-летнему Исламу Ахмедову (не родственник Артура), 36-летнему Эльдару Мамедову и 26-летнему Максиму Цветкову; 5 лет - гражданам России 32-летнему Магомеду Ахимову и 33-летнему Азизу Юсуфову (последний, как можно заключить из ранее появлявшихся публикаций в СМИ, имеет и таджикское гражданство).
Все подсудимые объявлены виновными по части 2 статьи 205.2 УК (участие в деятельности террористической организации). При этом если семерым фигурантам она была вменена в прежней редакции, то Артуру Ахмедову - в новой, существенно ужесточенной. Этим и объясняется значительно бóльший срок, назначенный ему.
Кроме того, коллегия назначила всем подсудимым штрафы 30 тысяч рублей по части 2 статьи 282.2 кодекса (участие в деятельности экстремистской организации), вмененной в редакции 2011 года, однако освободила политзеков от уплаты этих сумм за истечением срока давности.
Мирзошарипов вину не признал. На первых слушаниях по существу дела, прошедших 16 июля, он заявил, что действительно посещал собрания "Хизб ут-тахрир", однако никакого отношения к терроризму они не имели. Такую позицию - подтверждать причастность к партии, отрицая при этом ее террористический характер, - демонстрируют многие фигуранты дел "Хизб ут-тахрир".
Остальные подсудимые с обвинением согласились. При этом Артур Ахмедов, Мамедов и Цветков настаивали, что посещали собрания только до арестов фигурантов первого дела, а в деятельности "обновленной" ячейки, якобы восстановленной после этих арестов, не участвовали.
Пятеро обвиняемых заявили ходатайства о рассмотрении их дел в особом порядке. Судьи отказали, сославшись на отсутствие оснований для выделения материалов в отношении этих фигурантов в отдельные производства.
В деле был и девятый фигурант - 32-летний Владимир Шмотов. Его называли лидером ячейки "Хизб ут-тахрир", восстановленной после по первому петербургскому делу партии. Тем не менее Шмотову также была вменена часть 2 статьи 205.5 кодекса, а не часть 1 (организация). Он полностью признал вину, и материалы в его отношении выделили в отдельное производство. 19 марта Шмотов был осужден в особом порядке к восьми годам строгого режима.
Следствие вело УФСБ по Петербургу и Ленинградской области. Шмотов, так же как Ахмедовы, Мамедов, Цветков и Юсуфов, были арестованы в ноябре 2016 года. Нурматов попал в СИЗО в январе, а Ахимов и Мирзошарипов - в июне 2017-го. При этом вплоть до начала судебного разбирательства считалось, что Нурматов, Ахимов и Мирзошарипов проходят по особому делу, не связанному с делом первых шестерых.
Нурматов женат на матери Сергея Яблокова, который в марте 2016 года получил 12 с половиной лет колонии по первому петербургскому делу "Хизб ут-тахрир".
По крайней мере некоторые из фигурантов второго дела ХТ привлекались по первому в качестве свидетелей. Ахимов после нескольких допросов выехал в Швецию и попросил там политического убежища. Однако, по данным прокремлевских СМИ, шведские власти отказали ему, и он вернулся в Россию.
О Мирзошарипове сообщалось, что он поселился в России нелегально, после того как отбыл на родине 13-летний срок по обвинению в терроризме. Сейчас он разыскивается в Таджикистане по схожему обвинению.
Относительно Нурматова также утверждалось, что на родине он был осужден как член "Хизб ут-тахрир", однако освободился по амнистии, после чего выехал в Россию.
По первому петербургскому делу "Хизб ут-тахрир" также были осуждены девять человек. Материалы дела разделили на несколько производств; в разное время с августа 2015 по ноябрь 2016 года обвиняемые получили сроки от 5 лет общего до 17 лет строгого режима. Некоторые фигуранты (как предположительно Яблоков) пошли на сотрудничество с прокуратурой, другие настаивали на своей невиновности.
18 июля пять лет общего режима получила в особом порядке петербурженка Алла (Джаннат) Беспалова, арестованная в ноябре прошлого года как пропагандистка идей "Хизб ут-тахрир" среди женщин. Беспалова - жена фигуранта первого петербургского дела исламской партии Исы Рагимова, осужденного к 12 годам строгого режима.