Наказания по казанскому делу "Хизб ут-тахрир" подтверждены: сроки до 19 лет 2 месяцев
Верховный суд оставил без изменений наказания восьмерым фигурантам казанского дела "Хизб ут-тахрир", сообщает корреспондент "Граней".
Суд изменил квалификацию обвинений лишь одному фигуранту дела - 30-летнему Ленару Саитову, с него сняты обвинения по части 4 статьи 150 УК (вовлечение несовершеннолетних в совершение особо тяжкого преступления), при этом наказание - 19 лет строгого режима с двухлетним ограничением свободы после освобождения - оставлено без изменения.
На процессе среди всех обвиняемых только у 44-летнего Альберта Валиуллина был адвокат по соглашению. Остальные подсудимые изъявили желание защищать себя самостоятельно, но их ходатайства об этом были отклонены.
28-летний Тимур Узбеков, 33-летний Асгат Хафизов и 31-летний Павел Хевронин выступили в суде с речами в поддержку исламской теократии.
Приговор казанской восьмерке вынесла 8 декабря 2017 года коллегия Приволжского окружного военного суда (Самара) под председательством судьи Игоря Пака на выездной сессии в помещении Казанского гарнизонного военного суда. Хафизов получил 19 лет и 2 месяца строгого режима, 40-летний Азат Адиев, как и Саитов - 19 лет, 29-летний Рузиль Давлетшин - 18 лет и 6 месяцев, Валиуллин, Узбеков и Хевронин - по 18 лет, 31-летний Радик Зарипов - 16 лет строгого режима. Певец Адиев также был лишен звания заслуженного артиста Татарии. Кроме того, ряду осужденных назначили штрафы.
Срок, который получил Хафизов, - рекордный из назначавшихся по делам "Хизб ут-тахрир", так и вообще по политическим обвинениям в постсоветской России.
Всех восьмерых фигурантов объявили виновными по части 1 статья 205.5 (организация деятельности террористической организации) и части 1 статьи 282.2 УК (организация деятельности экстремистской организации). Хевронин был также осужден по части 1 статьи 205.1 кодекса (содействие терроризму) - ему вменили сбор "членских взносов" в сумме 500-1000 рублей на печать брошюр "Хизб ут-тахрир". Адиеву и Саипову была дополнительно инкриминирована часть 4 статьи 150 УК, однако первому политзеку Приволжский суд исключил ее из обвинения.
На свободе у каждого из осужденных остались от одного до четырех несовершеннолетних детей.
Вину из всех подсудимых признал только Зарипов. Остальные, выступая 4 декабря с последним словом, указали, что обвинения в их адрес сфальсифицированы.
"Удивительно, как власть расценила опасность, которая может исходить от партии "Хизб ут-тахрир" и от ее членов, - отметил Хафизов. - Если в 2011 году за эти же деяния меня осудили к одному году лишения свободы, а потом, отменив это решение, назначили штраф в размере 100 тысяч рублей, то сейчас мои деяния расценивают от 15 до 20 лет. Наказание ужесточилось более чем в 10 раз. За что? Ведь деятельность "Хизб ут-тахрир" не изменилась, и мои деяния тоже. Участие в "Хизб ут-тахрир" я не прекращал с 2008 года. Я являюсь ее членом, и мне непонятно, почему длящееся мое деяние разделили на две статьи - ведь мое участие в "Хизб ут-тахрир" было неизменным".
Все фигуранты дела были задержаны 14 октября 2014 года в ходе совместной операции ФСБ и полиции и на другой день отправлены в СИЗО. Правозащитный центр "Мемориал" признал всех восьмерых политзаключенными.
В феврале Хафизова и Адиева, содержащихся в СИЗО-5 в Чистополе, Татария, отправили в карцер, под надуманными предлогами обвинив в нарушении внутреннего распорядка изолятора.
Ранее Хафизов и Давлетшин уже были судимы по части 1 статьи 282 УК (возбуждение ненависти либо вражды), а Зарипов - по обвинению в приготовлении к насильственному захвату власти (часть 1 статьи 30 - часть 1 статьи 278 УК) и содействии терроризму (часть 1 статьи 205.1 кодекса). Зарипов провел по этим обвинениям четыре года в колонии, Давлетшин - год в колонии-поселении, а Хафизов получил год исправительных работ.
Статьи по теме
Наказание на почве ненависти
В России преследования "хизбов" не просто носят черты правового беспредела. Мы видим тут полигон, отработку технологии - как сажать сотни людей по самым тяжким статьям на ровном месте. И когда кто-то, не будучи исламистом, вступается за членов "Хизб ут-тахрир", он делает это чаще не ради них, а ради себя.