Правозащитница Багавутдинова освобождена из колонии по отбытии пятилетнего срока
Дагестанская правозащитница Зарема Багавутдинова днем во вторник освободилась из ИК-28 общего режима в поселке Северный села Рождествено Волжского района Самарской области по отбытии пятилетнего срока. Об этом сообщает правозащитный центр "Мемориал".
Политзаключенная должна была выйти на свободу еще в 10 утра по местному времени (9 утра мск), однако фсиновцы полдня не выпускали ее, ссылаясь на то, что не могут подписать документ об освобождении в отсутствие начальника колонии подполковника внутренней службы Олега Петухова. При этом закон в подобных случаях разрешает подписание такой бумаги заместителю начальника.
49-летняя жительница Буйнакска Багавутдинова - сотрудница дагестанской НПО "Правозащита". Она была задержана 4 июля 2013-го по подозрению в пособничестве членам подполья, которые 30 апреля того же года в Буйнакске расстреляли из автоматов две полицейские машины. В результате нападения погибли три силовика, в том числе два оперативника ЦПЭ, а еще двое полицейских получили ранения.
Багавутдинову отправили в СИЗО. Первоначально ей вменяли часть 5 статьи 33 - часть 2 статьи 208 УК (пособничество незаконному вооруженному формированию). Однако осенью 2013 года материалы в отношении правозащитницы выделили из общего дела о нападении на силовиков в отдельное производство, а обвинение ей переквалифицировали на часть 1 статьи 205.1 кодекса (склонение к участию в НВФ).
Согласно фабуле дела, в октябре - декабре 2011 года Багавутдинова убеждала Мамму Далгатова примкнуть к подполью, обещая в таком случае выйти за него замуж. Далгатов был убит силовиками в конце сентября 2013-го. Именно после этого дело правозащитницы и было выделено в отдельное производство с переквалификацией обвинения.
Приговор Багавутдиновой вынес 21 мая 2014 года судья Буйнакского горсуда Нажиюлла Вагидов. Сама политзаключенная вину не признала. "Просить у вас ничего не буду, - заявила она в последнем слове. - Просить у несправедливых справедливости - что может быть более унизительным положением для меня. Решение принадлежит одному Аллаху, только на него я уповаю. Он справедливый, неподкупный судья, он никого не боится. Это его все боятся".
Действительной причиной преследования Багавутдиновой "Мемориал" называл ее выступления с критикой нарушений силовиками закона в ходе "контртеррористических операций".