Политзеки
Статьи
Заключительные кадры
В Замоскворецком суде разворачивается финальный акт болотной драмы. В феврале судья Наталия Никишина приговорит семерых мужчин и одну молодую женщину к реальным срокам заключения. В кампании солидарности участвовало всего несколько десятков человек. Сейчас заложникам как никогда нужна поддержка. Судебное видео Дмитрия Зыкова.
Синдром диаложников
Бывший глава "ЮКОСа" более не является заложником, и если говорить о стокгольмском синдроме, то это касается других людей – Алексея Пичугина и Платона Лебедева. Их надо вытаскивать из тюрьмы, и то, что они до сих пор находятся в руках кремлевской группировки, заставляет Ходорковского и Невзлина отвечать на вопросы с предельной аккуратностью.
Сдача не капитуляция
Как прикажете вести себя человеку, на котором в ответ на просьбу представиться "страж порядка" начинает отводить душеньку? По букве закона он должен покорно дать себя избить, а уж потом идти на три буквы, то есть в тот самый шемякин суд: доказывать, что его избили незаконно. Но всегда найдется кто-то, кто не стерпит и даст силовой отпор бандиту в полицейской форме. Просто даст сдачи.
Повторозаконие
На языке прокуроров и судей Мохнаткин – повторник, то есть судить его будут как злостного нарушителя тишины по 31-м числам и чистоты зубной эмали. Как рецидивиста, прощенного было добрым Димоном, но не осознавшего всей глубины отеческой милости. Теперь его могут закатать по полной, и долг недобитого нашего гражданского общества – всеми силами противостоять этому беззаконию.
Год политзека
Для нас 2013-й - год политзеков. Одноименная рубрика "Граней", существующая с начала 2000-х, постоянно пополнялась новостями - в основном плохими. Это был год арестов, обысков, политических процессов, предательств, вынужденных отъездов, голодовок, протестов и огромных моральных побед.
Соузник демократии
И когда императорский караул разбежится, а Временный комитет национального спасения во главе с Ксенией Собчак будет отчаянно пытаться восстановить работу коммунальных служб в охваченной революционным хаосом Москве, именно руководителю ряда правозащитных и благотворительных фондов Ходорковскому будет сделано предложение, от которого он не сможет отказаться.
Все как подложено
Те, кто привык к подлогам, фальсификациям и подлостям, не боятся общественного мнения и позора. Этот внутренний барьер они уже преодолели. Но не боятся этого организаторы и исполнители заказных дел, лишь пока они уверены, что заказчик их всегда прикроет. Система взаимного подыгрывания и покрывательства работает, лишь пока действует принцип "пахан своих холуев не сдает".
Свобода словно
Уважая Ходорковского и восхищаясь Ходорковским, следует помнить, что на волю вышел человек, который до 2003 года был одним из равноудалившихся олигархов. При их поддержке и выстраивался ранний путинский режим. Защищая своих, Михаил Борисович напоминает Владимиру Владимировичу, что они с ним по сути люди одной крови.
Тюремный выбор
Михаил Ходорковский не был политическим оппозиционером раньше, не намерен быть им и впредь. Вероятно, не только по складу характера, но и в силу имеющихся договоренностей с Путиным об освобождении. Он старательно уходит от любых политических оценок, хотя не уклонялся от них, пока был в лагере. Сейчас он выбрал другой жизненный путь, более соответствующий его жизни до тюрьмы.
Шипы амнистии
Принимаешь амнистию – выходишь на свободу и забываешь все как кошмарный сон. Отказываешься от амнистии – растягиваешь "удовольствие" судебного процесса еще на несколько месяцев. Плюсы же при отказе от амнистии не так материальны, но значительны. Солидарность с товарищами по процессу важна как возможность противодействия стараниям властей разделять и властвовать.