Но если в партию сгрудились богатые...
Президентство Путина сопровождается активностью самых разных представителей общественности, которые либо призывают идти вслед за главой государства, либо пытаются донести до него свои нужды и чаяния. При этом наблюдатели не берутся утверждать, насколько самостоятельна эта активность. После президентских выборов 2000 года оказалось, что для консолидации общества вокруг Владимира Путина одной партии власти в лице "Единства" недостаточно. Свою лепту в выстраивание новой системы консультативных органов при главе государства внесли и представители бизнеса.
Первая волна активности промышленников и предпринимателей пришлась еще на начало 90-х годов, когда на абсолютно пустом месте стали появляться разного рода корпоративные организации. Именно тогда проявилось противоборство между "красными директорами" и подрастающим поколением частных предпринимателей.
От того времени сохранились только Российский союз промышленников и предпринимателей, Партия экономической свободы во главе с Константином Боровым, Всероссийская ассоциация частных и приватизируемых предприятий, созданная Егором Гайдаром и мирно доживающая последние дни в составе Союза правых сил. Все остальные либо тихо умерли после очередных выборов, как Партия свободного труда, либо прекратили свою деятельность, сохраняя при этом название и некое подобие структуры.
По мере приближения парламентских выборов 2003 года предпринимательские партии оказались вновь востребованными. И в последний год активность бизнес-элиты по созданию себе плацдарма для лоббирования породила вторую волну конкуренции. Примечательно, что вторая волна заметно отличается от первой - напрочь отсутствует борьба старого предпринимательского корпуса с новым. Дело тут вовсе не в том, что "красных директоров" не осталось, а в том, что они перестали быть красными.
Российский союз промышленников и предпринимателей, созданный еще в 1992 году на базе Научно-промышленного союза СССР и с тех пор возглавляемый бессменным Аркадием Вольским, после обновления и некоторой перестройки кадровой политики фактически стал советом по экономическим вопросам при президенте и совершенно бесплатно делится с властью своими идеями. Пожалуй, это самая успешная из всех предпринимательных структур, которой удалось добиться ежеквартального приема у президента и участия в консультативном совете при правительстве. Впрочем, РСПП - это не политическая партия и в выборах участвовать не может. Именно поэтому бизнесмены, желающие быть избранными, вынуждены были прилепляться к сильным политическим лидерам, или же, как в случае с нынешним чукотским губернатором Романом Абрамовичем, выбирать себе отдельно взятый регион и вкладывать в его развитие значительные средства.
Только в минувший вторник у РСПП вновь появилась своя партия - Российская объединенная промышленная партия (РОПП), которая, по словам главы РСПП Аркадия Вольского, в течение трех лет была "на консервации" и за это время успела растерять часть руководства - Артур Чилингаров, например, переметнулся в "Отечество - Всю Россию", где неплохо себя чувствует. Возрождение РОПП ее лидеры связывают с необходимостью влиять на власть через региональные законодательные собрания и Государственную думу. РОПП хочет создать в нижней палате следующего созыва свою фракцию, которая может стать неплохим подспорьем пропрезидентским силам. Тем более если Кремлю накануне выборов удастся скооперировать РОПП с другими предпринимательскими партиями.
Соратником для РОПП может стать, например, движение "Деловая Россия", которое, по утверждению его лидера, депутата Игоря Лисиненко, отражает интересы средних предпринимателей. Это движение также целиком и полностью поддерживает путинский курс и готово внести свою лепту в строительство счастливой России. Со стороны малого бизнеса к РОПП может присоединиться и объединение малого бизнеса ОПОРА, которое удачно встроилось в идею кремлевских чиновников о выстраивании отечественного бизнеса в "три колонны".
А удаленным от Кремля партиям вроде все той же ПЭС Борового или партии "Развития предпринимательства" Ивана Грачева на следующих выборах удастся найти место в нижней палате разве что для своих лидеров.