статья На правых задних лапах

Илья Мильштейн, 28.05.2001
Фото НТВ.Ру

Фото НТВ.Ру

Учредительный съезд Союза правых сил, длившийся почти сутки, завершился без особых сенсаций. Как и предполагалось, председателем политсовета избран Борис Немцов. Вокруг него ранним воскресным утром сомкнулся боевой авангард отечественного либерализма.

Это единство - мнимое.

Скандал вокруг устава, случившийся еще в субботу вечером, показал, как слабо делегаты от самораспустившегося ДВР доверяют своему новому руководству.

Слишком многое разъединяет людей, собравшихся в минувшие выходные объединяться. Если отвлечься от разных "мелочей" вроде отношения к Путину, к чеченской войне, режиму полицейщины и проч., то можно говорить о глобальном конфликте мировоззрений. Об извечном споре между идеалистами и прагматиками. Причем тональность этого бесконечного диспута обычно обостряется в те времена, когда демократия у нас терпит неудачу.

Иными словами, это спор о должном и недолжном. О границах сотрудничества правых с неправой властью. О терпимости, которая оборачивается холуйством.

Вообще говоря, в государстве, которое выстраивает Путин, законное место демократов - в оппозиции, предельно жесткой и непримиримой. Чеченская война, дело Бабицкого, разгром НТВ, засилье спецслужб и "шпионских" процессов - казалось бы, о чем спорить? Вспомним, еще сравнительно недавно любые поползновения власти на сей счет не вызывали дискуссий в либеральной среде. Но с тех пор много воды и крови утекло. Климат в стране, искалеченной двумя чеченскими войнами, экономическими провалами, умело нагнетаемой атмосферой остервенелости и страха, изменился почти до неузнаваемости. При этом власти, как Ленину в эпоху нэпа или Брежневу во времена зрелого социализма, потребны буржуазные "спецы". Реставрация пришла на мягких лапах, не слишком нарушив покой в элитах, ошибаясь только вместе с народом, приглашая либералов к сотрудничеству... Наступило время зыбкое, непредсказуемое и даже слегка обнадеживающее. Пришло время объединяться.

За Путина избиратель, готовый также поддержать всех, кто вместе с ним за Путина. Демократы стоят перед выбором: служить нынешней власти или уйти, сохранив идеалы. Для полпреда Кириенко тут проблемы нет, для правозащитника Ковалева тоже, но эти люди по-разному решают одну и ту же задачу. Между ними, условно говоря, Гайдар: поддерживать Путина стыдно, но уходить нельзя. Эпоха к тому же хитра: сей третий путь вовсе не возбраняется. Дозволено противостоять власти в делах общественных и хвалить ее за экономические реформы. Разрешено состоять в оппозиции, однако конструктивной.

Большинство согласилось на третий путь. Иные скрепя сердце. Коллективный разум решил: собраться в партию, выбрать кудрявого Немцова.

В стане правых разброд. Люди одного круга, но разных предпочтений, демократы решают тяжелейшую задачу: не предать себя и остаться в политике. Избегнув участи маргиналов, сохраниться до лучших времен. Противостоять власти, занимая порой весьма высокие посты. Любить демократию, но ясно понимать при этом, что в Чечне возрождается наша армия. Праздновать юбилей Сахарова, сохраняя лояльность Путину. Сидеть на елке и душу не поцарапать... Задача в принципе нерешаемая. Оттого так тяжело складывался СПС, этот кубик Рубика, который, как его ни верти, все показывает какие-то безумные комбинации. Оттого так трудны взаимоотношения с избирателем: если продолжать в том же духе, то "свои" уйдут к "Яблоку", зато толпами по разнарядке припрутся "чужие". Те, у которых все путем.

Илья Мильштейн, 28.05.2001