Закон по понятиям
Уже никто не сомневается, что реформа российской политической системы пойдет по замыслу президента. Альтернативные проекты закона о партиях допущены в зал заседаний Госдумы лишь с тем, чтобы успокоить общественность. К тому же четыре непрезидентских документа вполне подходят как источник приемлемых для Кремля поправок. Так, и из Кремля, и из ЦИКа раздавались одобрительные высказывания об одном из положений законопроекта Рыжкова, Лысенко и Игрунова, которое фактически налагает запрет на экстремистскую деятельность партий. Но, конечно, закон о партиях внесен в Думу не ради этой мелочи.
К действительно масштабным изменениям политического поля могут привести два положения - жесткие требования к численности партий и система финансирования партий за счет государства. Фактически это создает такой порядок, при котором у партии не может быть только один инвестор - как минимум два. В результате решаются сразу две задачи.
Во-первых, резко сокращается количество партий: по словам главы ЦИКа Александра Вешнякова, их должно остаться от 10 до 30 штук. Это будут наиболее многочисленные, четко оформившиеся партийные структуры с ясной идеологией и развернутой сетью региональных отделений. Во-вторых, в силу своей многочисленности партиям придется укрепить внутренний контроль и к тому же вплотную заняться поиском средств для выживания, так как деньги, которые предлагает государство (по 26 копеек за голос в год), - это всего лишь стипендия, а на жизнь стипендии, как известно, не хватает. Причем спонсоров явно нужно будет несколько - один такую махину не прокормит. И в результате партии, хотят они этого или нет, избавятся от единоличного влияния "хозяина".
Неоднократно отмечалось, что при такой системе преимущества получают в первую очередь думские фракции - правда, уже ясно, что не все. Если у "Единства" и КПРФ вряд ли возникнут проблемы, то "Яблоку", например, придется в срочном порядке расширяться, а Союзу правых сил - вообще создавать партию, чем СПС сейчас и занимается. Закон о партиях, который к тому же напомнил о выборах, спровоцировал масштабное партстроительство, которое наблюдается в последние месяцы. Но вполне понятно, что создаваемые партии не имеют практически никаких шансов выиграть выборы в 2003 году: они просто не успеют "выбиться в люди". Проталкивая президентский вариант закона о партиях, Кремль заранее формирует управляемую Государственную думу на следующих выборах. Всем желающим попасть в Думу остается только торговаться. И от того, насколько эти "мелкие" партии (как существующие, так и создаваемые) продвинутся в своем партстроительстве, зависят их перспективы в этой торговле.
Как показывает пример "Народного депутата", который тоже ввязался в процесс, для этой торговли совсем не нужна идеология. Необходима вполне рутинная работа по сплочению рядов. И у "Нардепа" есть вполне реальные шансы в период избирательной кампании 2003 года либо позволить "Единству" поглотить себя, либо, если им удастся создать нечто более похожее на партию, блокироваться с "Единством" на равных, то есть войти в список "Единства" собственным списком.
Впрочем, пример "Нардепа" не самый показательный. Совершенно понятно, что большинство создаваемых партий, таких как "Развитие предпринимательства", не могут претендовать даже на слияние с кем бы то ни было. Даже селезневская "Россия", судя по всему, долго не проживет. Спикер нижней палаты вряд ли пойдет на объединение с коммунистами и тем более вряд ли захочет объединяться с "Единством". Так что у него только один выход - оставаться общественным движением и даже не пытаться участвовать в выборах. Правда, движение "Россия" вместе все с тем же "Нардепом", назвавшем себя "левоцентристской организацией", может помочь лишить КПРФ части электората.
Совершенно другая ситуация складывается у раздробленного Союза правых сил. Он как раз не очень-то горит желанием объединяться, и намерен все-таки добиться статуса партии по новому закону и даже набрать 5% на следующих выборах. Причем, задача не из легких. Мало того, что внутри СПС разным партиям не всегда удается добиться согласия, так еще из правого поля СПС отчаянно пытается вытеснить "Единство". А есть еще и "Яблоко". С последним СПС вполне может сотрудничать на выборах, только это не очень нужно Явлинскому, так как его в этом случае сразу после думских выборов 2003 года фактически отстранят от дел. Видимо, в связи с этим Явлинский говорит не о блоке, а о "союзе двух сильных, независимых партий". Кроме того, ситуация с Союзом правых сил во многом зависит и от судьбы Анатолия Чубайса в РАО ЕЭС, так как в случае его отставки с поста руководителя энергетической монополии он целиком погрузится в работу лидера. А с учетом роли такой личности в истории позиции СПС явно усилятся.
Впрочем, эта внешне вполне удобная для Кремля управляемая партийная система может и не сработать, если вдруг начнутся давно обещанные структурные реформы. Они могут обострить социальные противоречия и тем способствовать проявлению и укреплению радикальных течений - как справа, так и слева.