Борис Годунов и Григорий Отрепьев
Помнится, один очень остроумный, весьма толерантный и креативный человек, работавший в 1999 году на предвыборную парламентскую кампанию Союза правых сил, от отчаяния придумал – как бы "в стол" – предвыборный слоган СПС: "Два еврея и японка – для России слишком тонко". Дальнейшая бурная жизнь СПС, проходящая на фоне засыпающей в политическом смысле страны, только подтвердила прогноз талантливого пиарщика.
В понедельник участники Демократического совещания – особо не скрывающие, что собрались они по инициативе СПС, – вырабатывали соглашение о взаимной корректности при ведении избирательных кампаний. Пытались договориться о единой кандидатуре на президентских выборах, подразумевая (хотя, Боже упаси, никто не говорил вслух – люди-то собрались тонкие и интеллигентные) Бориса Немцова. Как говорится, невеста уже согласна – осталось уговорить Рокфеллера.
Похоже, что Кремлю в этом смысле совершенно все равно, договорятся демократы по единой кандидатуре президента или нет. Кремлю важно ликвидировать Григория Явлинского как главу "Яблока". В этой неприязни давно уже нет ничего личного – чистый бизнес. "Яблоко" в Думе упорно голосует неправильно – взять хотя бы историю с прохождением в Думе правительственных законопроектов по реформе РАО "ЕЭС России". Если учесть, насколько важны эти законопроекты были для Анатолия Чубайса, сопредседателя СПС, о новых поводах для взаимной идиосинкразии Чубайса и Явлинского можно долго не говорить.
Как утверждают специализирующиеся на демдвижении наблюдатели, сами "яблочники" готовы расстаться с Явлинским. Но, во-первых, им очень страшно и непривычно остаться сиротами, во-вторых, непонятно, куда и как девать самого Григория Алексеевича, и в-третьих, "яблочники" хотели бы получить гарантии (причем от кого угодно, лишь бы твердые) своего прохождения в Госдуму на будущих парламентских выборах. В коалиции или сами по себе – не суть. Лишь бы работать, работать и работать.
Но избавиться от Явлинского не так просто, практически невозможно. Очень уж хорошо, толково и красиво излагает. Вот и в понедельник он выступил с огневой речью на Демократическом совещании. Здесь было все – и разоблачение врак с переписью населения, и про бедность с коррупцией, и про Чечню, и про усиление коммунистов и других левых сил. "Такая ситуация просто ждет своего детонатора", - подытожил Григорий Алексеевич. И как после таких слов говорить о едином кандидате в президенты? Получится еще, что это демократы занимаются подбором "своего детонатора".
Понятно, что Явлинский быстро и грамотно сводил вопрос не к единому кандидату, а к "обсуждению общей программы действий", что есть процесс бесконечно увлекательный и так же бесконечно бессмысленный. Ну какая может быть общая программа действий у заклятого миноритарного акционера РАО ЕЭС Бориса Федорова ("Вперед, Россия!") и Бориса Немцова? У Валерии Новодворской и Михаила Горбачева? У Александра Аузана (Международная конфедерация обществ защиты потребителей) и Павла Медведева, который все никак не защитит интересы вкладчиков? С другой стороны, все это люди весьма интересные и тонко организованные, с ними всегда приятно поговорить. Чем Демократическое совещание обычно и занимается. А совместные документы – именно важные документы, а не декларации типа "Мы за все хорошее и против всего плохого" – пишутся в другом месте. Потом из Кремля и принесет Борис Немцов и, если сможет, убедит в их полезности. Не сможет – не убедит. Какая в сущности разница? Главное, что демократическое движение у нас есть. И его всегда при случае можно предъявить.
Статьи по теме
Борис Годунов и Григорий Отрепьев
На очередном Всероссийском демократическом совещании все равны, но некоторые ближе к Кремлю, чем другие. И это многое объясняет. Сколько бы умных речей ни произносили представители либеральных партий и движений, кто бы ни побеждал в открытой полемике, решение о том, кому позволят представлять демократические силы страны на президентских выборах 2004 года, будет приниматься в другом месте.