Сопредседатели партии "Либеральная Россия" объяснили, за что исключен Березовский
Сопредседатели партии "Либеральная Россия" обратились к членам партии с открытым письмом, в котором объясняются мотивы исключения из партии Бориса Абрамовича Березовского.
Борис Золотухин, Виктор Похмелкин и Сергей Юшенков объясняют исключение Березовского из партии неустранимыми разногласиями. По их словам, "никто не может заставить либералов терпеть в своих рядах тех, кто предает идеалы либерализма".
Справка
Обращение сопредседателей партии "Либеральная Россия" к членам партии "Либеральная Россия"
Дорогие друзья!
Решение политсовета партии "Либеральная Россия" об исключении Бориса Березовского из партии вызвало много разноречивых откликов как в обществе, так и среди членов нашей партии. В самом деле, Борис Абрамович совсем недавно был не только нашим соратником и основным спонсором, но и сопредседателем "Либеральной России".
Что же произошло за период между 21 сентября, когда состоялся съезд партии, и 9 октября, когда политсовет партии принял решение исключить Бориса Березовского из членов партии? Неужели интервью газете "Завтра" - достаточный повод для принятия столь сурового решения? А как же с принципом толерантности, одним из основных принципов либерализма? Эти и другие вопросы, в том числе и вопросы финансирования, будоражили воображение записных политологов и журналистов. Было выдвинуто множество версий: от договоренностей с Кремлем ради регистрации партии до разыгранной вместе с Березовским игры в исключение ради той же регистрации.
Что же было на самом деле?
Восстановим историю наших отношений с Борисом Березовским. В этой истории можно условно выделить несколько периодов.
Первый период длился с ноября 1999 года (формирование оргкомитета по созданию движения "Либеральная Россия") до начала 2001 года, когда Березовский сложил с себя полномочия депутата Государственной Думы. Этот период отношений можно назвать конфронтационным. "Либеральная Россия" создавалось как оппозиционное кандидату в президенты страны Путину либеральное движение. Борис Березовский тогда выступил в качестве одного из главных идеологов и организаторов избрания Путина на пост президента. Апогеем конфронтации можно считать знаменитое пакетное соглашение в Государственной Думе между созданным Березовским "Единством" и КПРФ ради недопущения избрания председателем Государственной Думы Евгения Примакова. Именно тогда состоялся знаменитый обмен репликами между Сергеем Адамовичем Ковалевым и Борисом Абрамовичем Березовским.
- Вам не стыдно быть кукловодом и дергать за ниточки депутатов? - спросил тогда Сергей Адамович Бориса Абрамовича.
- Лучше быть кукловодом, чем куклой, - цинично отреагировал Борис Березовский.
Видимо, не все куклы смирились с отведенной им ролью. Тогда Борис Абрамович начал критиковать власть. Все чаще в этой критике он руководствовался уже не циничным прагматизмом, а принципами демократии и либерализма. Итогом стало публичное заявление Бориса Абрамовича о том, что он не хочет больше играть в куклы и в знак протеста против превращения Государственной Думы в филиал администрации президента слагает с себя депутатские полномочия. Со стороны этот поступок выглядел как отчаянный шаг смелого человека, пытающегося разбудить равнодушное общество. С этого момента Борис Абрамович Березовский приобрел сторонников среди тех, с кем еще недавно находился в конфронтации. Либералы умеют прощать. Так начался второй период наших отношений.
Второй период, длившийся с мая 2001 года по декабрь 2001 года, можно назвать периодом партнерства и сближения идеологических воззрений. С Борисом Березовским была достигнута договоренность о том, что он выделит для строительства партии "Либеральная Россия" не меньше 100 миллионов долларов. В то время он был реально заинтересован в строительстве гражданского общества и создании сильной оппозиционной партии либерального толка и являлся одним из немногих, кто финансировал десятки различных правозащитных организаций. Собственно говоря, этот факт и был решающим для руководства "Либеральной России": если правозащитники не чураются денег Березовского, то почему политическая партия должна быть святее организаций, для которых нравственные принципы - не пустой звук? Кроме того, взгляды Бориса Березовского в главном совпадали с идеологическими и программными принципами "Либеральной России".
Мы зафиксировали не только наши совпадения, но и, с учетом непредсказуемости дальнейшего развития отношений, наши разногласия, касавшиеся прежде всего вопросов национально-государственного устройства России (по мысли Березовского, субъектами федерации должны стать национальные образования) и так называемого патриотизма. Борис Абрамович полагал, что либеральная идеология должна быть соединена с патриотизмом, базирующемся в первую очередь на православии. Мы же считаем, что либералы и есть истинные патриоты потому, что они выступают за то, чтобы в нашей стране каждый человек жил свободно и богато.
В конце концов мы договорились, что Борис Березовский будет строить свою патриотическую партию и вызовет огонь власти на себя, а мы в это время будем создавать партию "Либеральная Россия". Он даже предложил вообще не афишировать факт финансирования им нашего движения. Но с этим предложением мы не согласились. Мы всегда действовали открыто.
Почему Борис Абрамович не стал создавать свою патриотическую партию? Ответа на этот вопрос нет. Вполне вероятно, что он решил поменять первоначальный план: вызвать огонь на "Либеральную Россию", а в тени создавать патриотическую партию. Объясняя свое желание занять пост сопредседателя движения "Либеральной России", он говорил, что это поможет ему аккумулировать больше ресурсов для партийного строительства. Поскольку к ноябрю 2001 года обещанное финансирование прекратилось, пришлось принять во внимание это желание Бориса Абрамовича.
С декабря 2001 года, когда Березовский был избран сопредседателем движения "Либеральная Россия", начался новый период наших отношений, период совместной деятельности. Борис Абрамович пробуется на роль не только главного финансиста движения, но и главного идеолога. Но воззрения его носят эклектичный характер, хотя и не лишены некоторой экспрессии, которая многими воспринимается как новое слово в либерализме. Мы отвергли его попытку навязать нам в качестве программного документа так называемый "Манифест российского (первоначально – русского) либерализма". Позднее Борис Абрамович будет утверждать, что именно его манифест лег в основу программы нашей партии, хотя достаточно сравнить программу партии с манифестом, чтобы убедиться в несоответствии утверждения Березовского истине.
И все же это был период именно совместной деятельности. Борис Березовский поднял важнейшую тему расследования взрывов домов в Москве и Волгодонске, а также проведения так называемых учений в Рязани в сентябре 1999 года. Он профинансировал фильм французских документалистов "Покушение на Россию". Мы создали общественную комиссию по расследованию фактов, приведенных в фильме, а активисты партии организовали демонстрацию этого фильма по всей России. Надо сказать, что за показ "Покушения на Россию" некоторые наши товарищи подверглись нападению со стороны национал-патриотов, на офисы наших региональных организаций совершались налеты. Кроме того, Борис Березовский принимал участие и в написании заявлений от имени партии.
Но, к сожалению, Борис Абрамович категорически отказывался рассматривать наши многочисленные предложения и проекты по активизации партийной деятельности. Он отвергал проекты участия региональных организаций в местных выборах, создания системы подготовки партийных кадров, издания собственной газеты и т. д.
Первый серьезный конфликт между нами возник в середине июня 2002 года. Стало ясно, что процесс подготовки документов для передачи в Министерство юстиции намеренно затягивается. Мы знали, что в команде Бориса Березовского есть серьезные противники строительства "Либеральной России", всячески препятствующие нам. В июле была предпринята очередная попытка определения стратегического направления партийного строительства. В Лондоне собрались сопредседатели партии, председатели исполкомов движения и партии, ответственный секретарь политсовета и руководитель пресс-службы. Впервые Борис Березовский согласился рассмотреть некоторые проекты. Были утверждены планы работы пресс-службы, издания партийной газеты, развития региональных партийных организаций и участия в выборных кампаниях ряда регионов. Увы, это был лишь блеф. Руководитель пресс-службы и заместитель председателя исполкома по регионам вскоре после лондонской встречи ушли с занимаемых постов, отказавшись работать без финансирования. После бурных объяснений по телефону с предъявлением друг другу ультиматумов мы договорились с Борисом Березовским о проведении в конце сентября съезда с целью внесения в устав требуемых Министерством юстиции поправок.
Перед съездом мы провели еще одну встречу в Лондоне. На этот раз Борис Абрамович, вновь отказавшись рассматривать конкретные проекты партийного строительства, предложил сделать "сильный ход" – избрать его в качестве единого председателя партии. А потом уж принимать поправки в устав. Даже Павел Арсеньев растерялся от такого хода. Надо отдать ему должное, он нашел в себе мужество заявить о том, что, на его взгляд, более сильным ходом был бы добровольный уход Бориса Абрамовича с поста сопредседателя "Либеральной России". Но, так или иначе, мы обещали подумать над предложением Бориса Березовского и посоветоваться с активом партии.
Политсовет партии посчитал, что ни один из предложенных вариантов в сегодняшней ситуации не приемлем. Незадолго до съезда была предпринята еще одна попытка найти общий язык с Борисом Березовским: на этот раз переговоры вел один из сопредседателей Виктор Похмелкин. Кстати, тогда Виктор Валерьевич сообщил Березовскому о своем решении голосовать в Думе за ограничение проведения референдума за год до федеральных выборов, поскольку, по его мнению (и об этом он писал в своих статьях и книгах), референдум является орудием демократии, но не либерализма. Борис Абрамович принял это к сведению, но впоследствии обвинил Виктора Валерьевича в измене демократии и либерализму. А все потому, что Виктор Валерьевич категорически не согласился поддержать Березовского в его стремлении стать единоличным лидером "Либеральной России".
Накануне съезда Березовский дал интервью нескольким изданиям, заявив о необходимости поддержки коммунистической оппозиции. На съезде он вновь повторил тезис о необходимости соединения либеральной идеологии с "патриотической", но теперь он пошел дальше и заговорил о практических шагах по объединению либералов и национал-патриотов. Эти заявления и действия Бориса Березовского явно противоречили уставу и программе партии. Но "делать оргвыводы" прямо на съезде до регистрации было бы преждевременно. Хотя даже многим журналистам уже стало понятно, что раскол неизбежен. В этой ситуации их интересовало, сможем ли мы устоять перед соблазном взять 100 миллионов долларов в обмен на изменение идеологии и губительный для дела либерализма союз с национал-патриотами и коммунистами? Дальнейший ход событий показал, что абсолютное большинство членов политсовета "Либеральной России" не намерены торговать своими идеалами.
Интервью Березовского газете "Завтра" стало последней каплей, переполнившей чашу допустимого компромисса. Мы вынуждены были реагировать на этот его ход почти мгновенно – в противном случае мы не только теряли лицо, но и навсегда утрачивали право считаться либеральной партией.
Нас иногда упрекают в том, что, исключив Бориса Березовского, мы поступили нелиберально. Это явная подмена понятий - бытового и политического. Разумеется, либерал толерантен к чужим взглядам, кроме тех, что запрещены законом. Собственно говоря, в этом смысле Конституция России обязывает каждого гражданина быть либералом, то есть терпимо относится к не запрещенным законодательством убеждениям. Но объединяет в своих рядах либеральная партия только тех, кто разделяет ее программу и устав. Остальные могут вступать в любую другую партию, устав и программа которой в большей степени соответствуют их убеждениям. В политическом смысле либерал – это тот, кто жестко и последовательно добивается воплощения в жизнь ценностей свободы и прав человека. Ради этих ценностей он может добровольно объединяться с другими либералами.
Друзья, в письме невозможно изложить все нюансы сложившейся ситуации, но мы надеемся, что вы правильно поймете мотивы решения политсовета об исключении Бориса Березовского из членов партии. Мы рассчитываем на вашу поддержку и разъяснение нашей позиции вашим знакомым и друзьям.
С уважением,
сопредседатели партии "Либеральная Россия"
Б.Золотухин
В.Похмелкин
С.Юшенков