Дедушке - орден, сенаторам - штемпель
Сенаторам сулили в спикеры социального вице-премьера Валентину Матвиенко, да как-то не срослось. Сулили "политического тяжеловеса" Евгения Примакова, да только президент однозначно сказал "нет". Такое же "нет" услышал от главы государства и Егор Строев, предложивший Путину собственную абсолютную лояльность в обмен на сохранение за ним кресла председателя СФ. Думали, будет спикером сенатор Валерий Горегляд, но в Кремле сочли, что он чересчур уж близок к нелюбимому за Стеной губенатору Самарской области Константину Титову. Не подошел и сенатор Михаил Маргелов - бдительные креатуры Путина в Кремле заподозрили в нем "человека Юмашева".
Все это, как показала самоновейшая история, были "игры для дурачков". В администрации, в узком кругу приближенных к Путину членов "чекистской" группировки, еще в мае созрел несколько иной взгляд на судьбу спикерского кресла на Большой Дмитровке. По сведениям Граней.Ру, именно замруководителя администрации Игорь Сечин взял на себя приятную обязанность разъяснить питерскому губернатору Владимиру Яковлеву, кого местному законодательному собранию следует выдвинуть в обновленный СФ. В июне зампред питерского ЗакСа Сергей Миронов стал сенатором и "для обкатки" получил престижный пост заместителя председателя ключевого комитета по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам. Как стало известно Граням.Ру, публичному ноябрьскому "выкату" кандидатуры Миронова предшествовали две организованные Сечиным часовые встречи фаворита с президентом.
Трудно вообразить горшую обиду, чем та, что Кремль нанес привыкшим к сенатской вольнице главам регионов и в особенности их представителям в СФ. Так раньше назначали секретарей обкомов КПСС. Просто привозили в Москву из другой области, смотрели и затем предъявляли согласованную ЦК кандидатуру местному партийному пленуму. Пленум голосовал. Ну ладно обком - а тут-то Совет Федерации. Синедрион, назначающий выборы президента, генерального прокурора, согласовывающий объявление войны и введение ЧП. Спикер верхней палаты - третье лицо в стране после президента и премьера. То есть в случае отсутствия двух последних исполняет функции главы государства. Этим лицом станет не авторитетный политик-центрист, не представитель федеральной номенклатуры, а всего лишь питерский провинциал, извлеченный из левого кармана всесильного главы президентской канцелярии. Человек-штемпель, который не чинясь возьмет на себя политическую ответственность за самые неожиданные решения СФ.
Путин, похоже, неплохо поработал над ошибками своего предшественника. Хозяин Кремля явно не забыл, как тот же Совфед, отказавшись утвердить отстранение тогдашнего генпрокурора Юрия Скуратова, спровоцировал политический кризис, который чуть не стоил Борису Ельцину его порфиры. К тому же 2003-й и 2004-й по ряду причин будут крайне неблагоприятны для второго президентского старта самого Путина. Успеет ли он внести изменения в действующую Конституцию, передав ключевые полномочия СФ покорному Госсовету? Решится ли? И кто поручится предсказать, какой политический кризис поджидает Кремль за ближайшим историческим поворотом? Нет, пусть избрание Миронова повлечет за собой определенные технические издержки, но штемпель лучше.
Лучше, с точки зрения Путина, еще и потому, что главенство аморфной фракции "Федерация" в верхней палате достаточно условно. Реально СФ состоит из 11-12 сравнительно небольших кланов, лоббирующих интересы "Газпрома", РАО ЕЭС, "Русского алюминия", НК "ЮКОС" и "ЛУКОЙЛ", а также представляющих интересы полпредов и старых, сложившихся еще при Ельцине альянсов региональных баронов. Значительная их часть выдвинулась при прямом участии мешающей Путину "старой кремлевской гвардии". Миронов вряд ли сможет управлять и манипулировать ими, как в свое время "Дед Егор" и Юрий Лужков манипулировали группами губернаторов и президентов-"националов". Зато президент может быть уверен, что его ставленник всегда выстроит на пути нежелательных инициатив "сенаторов от олигархов" крепкие процедурные блоки.
Симптоматичная деталь: на переговоры с сенаторами 3-4 ноября президент делегировал не кого иного, как руководителя собственной администрации Александра Волошина. Тот только что отбился от ближайших путинских соратников - Сечина и главного кремлевского "кадровика" Виктора Иванова, требовавших его отставки. А тут, благоволите-с, надо ехать уламывать членов СФ голосовать за какого-то Миронова, которого рекомендовал на пост спикера все тот же Сечин. Некогда злорадный Борис Ельцин поручил Волошину самому сообщить Примакову о своем назначении главой администрации. Примаков, чьей отставки Волошин добивался еще будучи заместителем руководителя администрации по экономическим вопросам, был шокирован. Теперь подобный византийский ход довелось испытать на себе и Александру Стальевичу. А тут еще слухи о скором назначении на его место личного друга Путина, Сечина и того же Миронова - ректора Санкт-Петербургского горного института Владимира Литвиненко. (Последний давно присутствует в кадровой обойме "питерцев"; ранее ему прочили кресло главы Минэнерго и даже вице-премьера Виктора Христенко.) Переняв у первого российского президента его фирменное "византийство", Путин не упустил случая столкнуть лбами Волошина и тех самых людей, что пришли на Большую Дмитровку благодаря настойчивым просьбам олигархов и его собственным лоббистским стараниям.
А еще президент вручил экс-спикеру Егору Строеву орден "За заслуги перед Отечеством" I степени. Тем самым Путин нанес завуалированное оскорбление своему кремлевскому учителю. Ведь только что Владимир Владимирович наградил таким же орденом самого Бориса Ельцина. Тот не скрывал своей нелюбви к Строеву: ведь именно спикер СФ помог Лужкову "взбунтовать" верхнюю палату против Кремля в 1999-м. А вот Путин взял да и поставил их на одну доску. Демонстративно. Не обессудьте, мол, Борис Николаевич: ведь и Егор Семенович тоже достойно послужил нашему византийскому Отечеству. Трудно отделаться от ощущения, что награждение Строева - не что иное, как демарш против ельцинской Семьи, чей "полпред" Валентин Юмашев вот уже вторую неделю проводит закрытые консультации с рядом ключевых фигур администрации, правительства и бизнеса. Не исключено, что и Валентин Борисович получит от "молодых преторианцев" такой же орден, но, скажем, III степени.
Человек стиля - "Известия", 06.12.2001
Статьи по теме
Дедушке - орден, сенаторам - штемпель
Спикер верхней палаты - третье лицо в стране после президента и премьера. То есть в случае отсутствия двух последних исполняет функции главы государства. Этим лицом станет не авторитетный политик-центрист, не представитель федеральной номенклатуры, а всего лишь питерский провинциал, извлеченный из левого кармана всесильного главы президентской канцелярии. Человек-штемпель, который не чинясь возьмет на себя политическую ответственность за самые неожиданные решения СФ.