23 февраля: название знаменательной даты хотят обновить
Депутат Госдумы Владимир Овсянников внес на рассмотрение нижней палаты законопроект о внесении изменений в ст.1 федерального закона "О днях воинской славы (победных днях) России".
Как передает парламентский корреспондент Граней.Ру, речь идет об абзаце 11-м, в котором описывается "23 февраля - День победы Красной армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 год) - День защитников Отечества".
Депутат предлагает исключить из закона упоминание о победе над кайзеровской Германией. В пояснительной записке к законопроекту Овсянников обращает внимание, во-первых, на несовпадение этой формулировки и той, что внесена недавно в Трудовой кодекс, – "23 февраля – День защитника Отечества", а во-вторых, на то обстоятельство, что "ни 23 февраля 1918 года, ни в ближайшие к этой дате дни Красная Армия не одерживала побед над кайзеровскими войсками Германии".
Справка
Краткая историческая справка о дне 23 февраля
Предложения организовать день Красной Армии родились едва ли не вместе с нею. Документы свидетельствуют, что такие намерения в 1918 году возникали неоднократно. Но речь при этом велась не о государственном празднике, а о разовом агитационном мероприятии, каких в первые послереволюционные годы проводилось немало. Среди них были и чисто военные - дни "красноармейца-фронтовика", "Всевобуча", "красного офицера" и другие.
Например, 3 января 1919 года по постановлению ВЦИК на всей территории РСФСР проводился "День винтовки" с целью мобилизации населения на сдачу находящегося у него на руках оружия в соответствии с декретом СНК от 10 декабря 1918 года. А по постановлению комиссии при ВЦИК на воскресенье, 9 февраля, намечался "День Красного подарка", который должен был проводиться с целью сбора материальных и денежных средства для Красной Армии.
В первые дни января 1919 года вспомнили и о приближающейся годовщине декрета СНК об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Председатель Высшей военной инспекции РККА Н.И. Подвойский 10 января направил в Президиум ВЦИК предложение отпраздновать годовщину создания Красной Армии. "28 января, - отмечалось в этом документе, - исполняется год со дня издания Советом Народных Комиссаров декрета о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Было бы желательно отпраздновать годовщину создания Красной Армии, приурочив празднование к 28 января, дню издания декрета". Празднование предлагалось приурочить "к ближайшему воскресенью до или после 28 января, чтобы трудящиеся могли приветствовать армию на улицах во время парада и торжественных шествий".
Рассмотрение предложения Подвойского во ВЦИК состоялось только 23 января. Но до 28 января оставалось 5 дней, а до ближайшего за ним воскресенья (2 февраля) - 9 дней. За это время, конечно, невозможно было подготовить все многочисленные мероприятия по празднованию, предлагавшиеся Подвойским. Президиум ВЦИК вынес вердикт: "Никаких решений не принимать ввиду позднего представления ходатайства и невозможности в столь короткий срок организовать празднование".
24 января президиум Московского совета рабочих и красноармейских депутатов тоже рассматривал вопрос "Об устройстве праздника в ознаменование годовщины создания Красной Армии" и принял решение: "Признать необходимым устройство дня Красной Армии в ознаменование годовщины создания ее. Приурочить день празднования Красной Армии ко дню Красного подарка. Организовать в этот день митинги, концерты и спектакли". Подготовка ко дню "Красного подарка" уже разворачивалась, а поскольку он тоже имел прямое отношение к Красной Армии, можно было в этот же день, пусть и с незначительным опозданием, отметить и годовщину ее создания.
28 января 1919 года, в день годовщины декрета СНК об образовании Красной Армии, на пленарном заседании Моссовета его председатель и член ВЦИК Л.Б. Каменев напомнил присутствовавшим, что "сегодня — годовщина Красной Армии", и сообщил, что "по целому ряду технических причин празднование годовщины Красной Армии отложено на 17 февраля".
Однако выбор даты 17 февраля оказался не вполне удачным, так как она не совпадала ни с днем "Красного подарка", ни с воскресеньем. В этой связи 30 января созданный при ВЦИК Центральный комитет по организации празднования годовщины Красной Армии и дня Красного подарка сообщил о переносе праздника на воскресенье, 23 февраля. "Правда" и другие газеты опубликовали следующую информацию: "Устройство дня Красного подарка по всей России перенесено на 23 февраля. В этот день по городам и на фронте будет организовано празднование годовщины создания Красной Армии, исполнившейся 28 января".
Первый всероссийский день Красной Армии первоначально постигла судьба других разовых "дней": о нем забыли почти сразу же после его проведения. Ни в 1920, ни в 1921 годах этот день не отмечался. Но в 1922 году о нем вспомнили: 27 января было опубликовано постановление Президиума ВЦИК о 4-й годовщине Красной Армии, в котором говорилось: "В соответствии с постановлением IX Всероссийского Съезда Советов о Красной Армии Президиум ВЦИК обращает внимание исполкомов на наступающую годовщину создания Красной Армии (23 февраля)".
По-настоящему всенародным праздником стала 5-я годовщина РККА, отмечавшаяся в 1923 году. В циркуляре ЦК РКП(б), подписанном А.С. Бубновым и В.В. Куйбышевым, подчеркивалось: "23 февраля с.г. исполняется пятилетие существования Красной Армии. Пятилетний юбилей Красной Армии есть великий праздник всех трудящихся России. Партийные органы должны принять самое активное участие в организации этого юбилея и в придании ему характера широкого массового праздника".
Особо следует отметить, что в постановлении Президиума ВЦИК, принятом 18 января 1923 года, впервые после 1919 года объяснялась причина празднования дня Красной Армии именно 23 февраля. В документе авторитетно утверждалось: "23 февраля 1923 г. Красная Армия будет праздновать 5-ю годовщину своего существования. В этот день, пять лет тому назад, был опубликован Декрет Совета Народных Комиссаров от 28 января того же года, которым было положено начало Рабоче-Крестьянской Красной Армии, оплоту пролетарской диктатуры".
Легко установить, что упомянутый декрет был напечатан в центральных газетах почти сразу после его принятия. Поэтому нет ничего удивительного в том, что эта версия происхождения праздника оставалась в ходу только до очередной круглой даты. Во вводной части постановления ЦИК к 10-летию Красной Армии говорилось уже нечто иное: "23 февраля 1918 г. Рабочее и Крестьянское правительство издало декрет о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии".
Таким образом, и 10-ю годовщину РККА, как и все предыдущие, отмечали как годовщину декрета СНК об организации Красной Армии от 15(28) января 1918 года, но саму дату издания этого декрета теперь, вопреки истине, связали напрямую с 23 февраля. Уже тогда высказывались сомнения в обоснованности такого положения. Сам народный комиссар по военным и морским делам и председатель Реввоенсовета К.Е. Ворошилов открыто высказал сомнение в правомерности установленной даты праздника. В опубликованной 5 марта 1933 года в "Правде" статье "15 лет Красной Армии" он писал: "Кстати сказать, приурочивание празднества годовщины РККА к 23 февраля носит довольно случайный и трудно объяснимый характер и не совпадает с историческими датами".
. . И.В. Сталин в 1938 году в "Кратком курсе истории ВКП(б)" изложил принципиально новую версию происхождения даты праздника, совершенно не связанную с декретом СНК от 15(28) января 1918 года. В книге утверждалось, что в 1918 году под Нарвой и Псковом "немецким оккупантам был дан решительный отпор. Их продвижение на Петроград было приостановлено. День отпора войскам германского империализма - 23 февраля ~ стал днем рождения молодой Красной Армии". Позднее, в приказе народного комиссара обороны СССР от 23 февраля 1942 года И.В. Сталин, учитывая специфику обстановки военного времени, несколько усилил победный пафос приведенной выше формулировки: "Молодые отряды Красной Армии, впервые вступившие в войну, наголову разбили немецких захватчиков под Псковом и Нарвой 23 февраля 1918 г. Именно поэтому день 23 февраля был объявлен днем рождения Красно Армии".
В 1951 году появилась последняя трактовка праздника. Главная редакция "Истории гражданской войны в СССР" указала, что в 1919 году первая годовщина Красной Армии праздновалась "в памятный день мобилизации трудящихся на защиту социалистического Отечества, массового вступления рабочих в Красную Армию, широкого формирования первых отрядов и частей новой армии".При обсуждении в 1995 году закона "О днях воинской славы (победных России» законодатели в названии дня воинской славы России 23 февраля использовали трактовку этого праздника, принадлежащую И.В.Сталину, - "День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 год)".
Отдавая должное первым красноармейцам, действительно оказавшим тогда сопротивление германским войскам, приходится отметить, что ни о какой "победе" над неприятелем и тем более о его "разбитии наголову", конечно, говорить нельзя.
Оборонявшиеся на псковском направлении красноармейские отряды общей численностью около 2500 человек под командованием бывшего полковника Генерального штаба Е. Пехливанова не смогли остановить продвижение германцев. В ходе боев, начавшихся 23 февраля 1918 года в 10-25 км от Пскова, противник прорвался к станции Псков-I (вечер 24 февраля), в ночь на 25 февраля захватил центр города, а 28 февраля - весь Псков.
Справедливости ради стоит заметить, что опытному Е. Пехливанову удалось хотя бы наспех сколотить войска, которые, по выражению председателя Совнаркома В.И. Ленина ("Правда" от 23 февраля 1918 года), "вовсе отказываются сражаться", и создать подобие организованной обороны. Свидетельство тому - телеграмма начальника штаба главковерха бывшего генерал-лейтенанта М.Д. Бонч-Бруевича, направленная Пехливанову 3 марта: "Ваш способ действий признаю соответствующим обстановке".
Гораздо хуже дела обстояли под Нарвой, где, кстати, бои начались несколько позже - 3 марта. Там сводными красноармейскими отрядами руководил известный балтийский революционный моряк П.Е. Дыбенко, обладавший, без сомнения, недюжинными организаторскими способностями, волей и авторитетом, но имевший весьма приблизительное представление об управлении войсками. Подчиненные ему отряды были практически полностью уничтожены.
Во время работы Четвертого чрезвычайного Всероссийского съезда Советов (14-16 марта 1918 г.) П.Е. Дыбенко был арестован. Особой следственной комиссией по заведенному на него уголовному делу деятельность Павла Ефимовича во главе сводного красноармейского отряда под Нарвой была признана преступной. Однако в силу целого ряда обстоятельств - недовольства матросских масс Балтфлотд и, главное, авторитета A.M. Коллонтай (жены П.Е. Дыбенко) - он был освобожден, и его военная карьера продолжалась вплоть до "большой чистки" 1937-1938 гг.
Из изложенного очевидно, что использование в названии дня воинской славы России 23 февраля тезиса о том, что в этот день в 1918 году Красная Армия одержала победу над кайзеровскими войсками Германии, не обосновано и не соответствует историческим фактам.
Из материалов к законопроекту, предложеннному депутатом Овсянниковым
Статьи по теме
Хорошо бы уже и умением
И на тринадцатый год новейшей истории России государство продолжает официально отмечать день разгрома красных отрядов под Нарвой. Ни одного более уместного повода для ежегодного прославления защитников отечества во всем нашем военном прошлом так и не отыскали. Не сумев отвязаться от 23 февраля, Вооруженные силы РФ продолжают мучаться и от реальных атавизмов советской армии, главный из которых, по мнению военного историка Бориса Соколова, состоит в традиционном культе "числа". Читайте юбилейную статью ученого на Гранях.Ру.
23 февраля - День Терминалий
Российскому обществу, переживающему начальный период становления институтов частной собственности, праздник Терминалий должен быть особенно близок. Мы предлагаем восстановить исходный смысл этого праздника Меж и Рубежей и отмечать 23 февраля не только как День Защитника Отечества, но и как праздник Терминалий.