статья Серебром лишь побряцал он - и ему ты отдалась

Илья Мильштейн, 23.05.2002
Светлана Горячева. Фото с сайта news.bbc.co.uk

Светлана Горячева. Фото с сайта news.bbc.co.uk

Светлана Горячева была необычайно хороша. Она была прекрасна в тот момент, когда своим перманентно звенящим голосом, сверкая очами, говорила, что останется во главе думского комитета по делам женщин. Чего бы ей это ни стоило, добавляла она, и зритель уже видел отважную раскольницу в мрачных подвалах КПРФ, и скрипела дверь в подземелье, и с раскаленным железом в руках все ближе подступал к ней Зюганов... А в соседних камерах, сдерживая стоны, принимали муку председатель комитета по культуре Николай Губенко, глава комитета по делам общественных объединений и религии Виктор Зоркальцев, Валентина Никитина, возглавляющая комитет по делам национальностей, и космонавт Виталий Севастьянов - председатель мандатной комиссии. Они тоже возжелали остаться на своих постах, подчинившись парламентской дисциплине. Пожертвовав самым дорогим в жизни - партийным билетом.

Внеочередной пленум ЦК КПРФ, намеченный на 25 мая, сулит им исключение из рядов и проработочные мучения.

Комментаторы пишут о ловкой закулисной игре, с блеском проведенной ведомством Александра Волошина. О том, что дурной пример спикера Селезнева заразил идейно закаленных марксистов-ленинцев, еще вчера теми же звенящими голосами проклинавшими ту же администрацию и подлый сговор центристов и демократов. О том, что испытание креслами, деньгами, мигалками, госдачами не выдержали самые стойкие. О жесточайшем кризисе в компартии, стремительно теряющей лучших своих членов и политическое лицо.

Добавим: если в кремлевской администрации эта комбинация была рассчитана на столько ходов вперед, вплоть до нынешнего раскола, то можно вчуже восхититься величием административного человеческого гения. Оказывается, там, наверху, еще могут рождать собственных Невтонов и быстрых разумом Сурковых. Не оскудела земля за зубчатыми стенами. Позорище, которое в эти дни переживает партия Зюганова, только начинается и сулит "красным" серьезные политические проблемы.

После того как члены КПРФ, став жертвой центристских интриг, организованно покидали думские кресла, число их сторонников, согласно опросам, заметно возросло. Презренный спикер был не в счет... Теперь можно предсказывать, что растерянный избиратель отвернется от коммунистов. Слишком уж растерялось руководство. Слишком много перебежчиков в стройных дотоле рядах. Похоже на массовую миграцию - с окраины в центр.

Все это правда, но не вся правда. Путину надоел Зюганов - здесь, пожалуй, объяснение и смысл последних событий в нижней палате. Причин множество. Тут и личная обида: утратив обычную свою политическую бдительность, Геннадий Андреевич недавно замахнулся на святое - обвинил в "либеральном фашизме" самого Владимира Владимировича, после чего и начались его неприятности в Госдуме. Тут и раздражение экономического свойства: реформы и так не идут, а коммунисты еще путаются под ногами, пытаясь провалить все мало-мальски содержательные законопроекты. Тут и внешняя политика: покончив с пресловутой "коммунистической угрозой", Россия повернется к простодушному Западу отчасти просветленным лицом. За это могут дать кредит.

Наконец, эпоха на дворе совсем уже другая. Тягучие споры о реставрации затихли, ибо она наступила одновременно с новыми временами, когда мы пошли своеобычным "китайским путем", о котором так долго рассказывали нам необольшевики. Либерализм в экономике и свинцовые строгости во внутренней жизни. В общем, разобрав все ниши, Кремль оставил КПРФ лишь узкое пространство для маневра. Только "либеральный фашизм" да "рыжего фюрера". Для полноценной законотворческой работы в Думе этого оказалось маловато.

Оттого Путину, в отличие от Ельцина, так легко с коммунистами. Дело в том, что многие его нововведения - чеченская война, сталинский гимн, зачистка невосторженных телеканалов, шпионские процессы - не могут не вызывать сочувствия у левых. Горячева, как и Хакамада, тоже любит президента, хотя и на свой идеологический лад. И у нее, и у ее подельников, положа руку на сердце, нет принципиальных поводов для развода и ухода в непримиримую оппозицию. Если исключить экономику, то КПРФ и то же "Единство" идеологически - близнецы-братья. Конечно, экономика очень важна, кто спорит, но и внутриполитические дела не станем недооценивать. Да что говорить: если бы ситуация дозволяла, сам Геннадий Андреич, поколебавшись, наверное, вышел бы из КПРФ. Но для него нет места в современной тусовке: он слишком высоко взлетел и слишком уж бездарен. К тому же не питерский чекист - родом с Орловщины.

Илья Мильштейн, 23.05.2002