Собственников заставят охранять памятники культурного наследия
В понедельник в Госдуму поступил пакет поправок в несколько законов, призванный обеспечить сохранность памятников культурного наследия при их приватизации. Как сообщает "Коммерсант", поправки предусматривают ответственность владельца за сохранность памятника, порядок компенсаций за его содержание и прекращают монополию госорганов на экспертизу памятников. По словам одного из разработчиков поправок, президента Фонда поддержки законодательных инициатив Григория Томчина, изменения будут внесены более чем в десять законов.
Теперь все приватизируемые объекты культурного наследия будут продаваться на конкурсах. При этом объект может быть оценен с учетом трех составляющих – существующей цены, стоимости его реставрации и цены угрозы утраты. Стандарты этих трех оценок будут установлены поправками к закону "Об оценочной деятельности". При оценке исторического здания будет учитываться "культурно-сервисный" потенциал объекта. Как пояснил Томчин, если в историческом памятнике жил известный исторический деятель, то он может оказаться дороже, чем особняк, "у которого такого бренда нет".
Отдельный блок поправок касается порядка создания паспорта объекта. Собственник может купить объект без паспорта и самостоятельно профинансировать его создание. Государство в дальнейшем компенсирует часть затрат. При этом срок создания паспорта оговаривается, и при его неисполнении объект могут отобрать. Так же "принудительно возмездно" объект могут отобрать за плохую организацию его охраны.
В зависимости от результатов историко-культурной экспертизы собственник должен будет охранять не только архитектурный облик задания, но и, например, его назначение и даже название. "Елисеевский гастроном в Москве нельзя превратить в магазин бытовой техники и переименовать", – сказал Томчин. Также в паспорте будет описан режим публичного доступа на объект. Например, если это дом-музей, то режим публичного доступа сохраняется. Может быть режим специального доступа. В частности, для осмотра специалистами какого-нибудь ценного исторического объекта в доме.
В паспорте также будет устанавливаться так называемая глубина реставрации. То есть до какой степени можно менять объект и что именно охраняется, например, полностью здание или его внешний вид или какие-нибудь детали. "Есть здания, которые относятся к Петербургу Достоевского. Во многих зданиях даже тех кирпичей и перекрытий не осталось, сохранять надо лишь внешний вид, фасад. А вот Казанский собор нельзя снести и снова построить", – пояснил Томчин. При этом за реставрацию собственник может получить компенсацию.
Разработчики законопроекта утверждают, что профессионализм реставраторов будет гарантирован механизмом коллективной ответственности через компенсационные фонды их саморегулируемых организаций. При этом экспертиза будет не только государственной. Все возникающие споры предлагается решать в Общественной палате.
Дословно
Григорий Ивлиев
Поправки позволят цивилизованно ввести объекты культурного наследия в гражданский оборот и создать возможность для участия всего общества в охране и сохранении объектов культурного наследия.
"Коммерсант", 16.02.2009
Михаил Вильковский
Неправильно одну ступеньку признать охраняемой, а все остальное разрушить. Здесь кроется почва для злоупотребления и проявления некомпетентности. Может быть, лучше оставлять под охраной целый объект? Возьмем, например, дом декабриста Свистунова в Москве, который потом был домом знаменитого архитектора, автора Мавзолея Алексея Щусева. Там провели полную реконструкцию и превратили его в офисное здание, не сохранив исторический облик и дух. Это произошло из-за того, что предметом охраны не являлся внутренний облик здания, а лишь отдельные конструкции.
"Коммерсант", 16.02.2009