статья Заявление в Общественную комиссию по расследованию взрывов в Москве

Александр Литвиненко, 25.07.2002
Ачемез Гочияев. Фото с сайта www.fsb.ru

Ачемез Гочияев. Фото с сайта www.fsb.ru

Председателю Общественной комиссии
по расследованию взрывов жилых домов в Москве
депутату Государственной Думы РФ
Ковалеву С.А.
Г. Москва

Лондон, 25 июля 2002 г.

Уважаемый Сергей Адамович!

Направляем Вам материалы о показаниях АЧЕМЕЗА ГОЧИЯЕВА для рассмотрения на заседании Комиссии.

С уважением,

Александр Литвиненко, Юрий Фельштинский

ПОКАЗАНИЯ АЧЕМЕЗА ГОЧИЯЕВА

Материалы к заседанию Общественной комиссии по расследованию взрывов жилых домов в Москве

Подготовлены Александром Литвиненко и Юрием Фельштинским

25 июля 2002 г.

1. Обстоятельства контактов с Гочияевым

В конце марта 2002 г. неизвестный позвонил Юрию Фельштинскому и предложил информацию в отношении Гочияева.

Для принятия решения мы взяли паузу. Второй телефонный звонок от неизвестного был получен в середине апреля. Была достигнута договоренность о встрече в одной из европейских стран.

В конце апреля 2002 г. состоялась встреча Фельштинского и Литвиненко с курьером. Курьеру были переданы список вопросов к Гочияеву, касающихся (1) аутентичности личности Гочияева и (2) обстоятельств терактов в Москве в сентябре 1999 г., а также видеокамера для записи ответов Гочияева.

Через несколько дней в другой европейской стране состоялась встреча с неким посредником. Нам была передана видеозапись и несколько фотографий, устанавливающие личность Гочияева, а также его рукописные показания.

Материалы получены бесплатно, никаких денег и материальных ценностей за них не передавалось (за исключением видеокамеры, которую не вернули из-за сложностей пересылки техники через границы).

2. Аутентичность личности Гочияева

Изучив фото, видеоматериалы и показания Гочияева, в которых он указал, что не был связан с Хаттабом и Басаевым, мы при очередном разговоре с посредником попросили его получить у Гочияева ответ на вопрос относительно подлинности его совместной фотографии с Хаттабом, опубликованной на официальном сайте "ФСБ.Ру". Через несколько дней посредник сообщил, что на фотографии не Гочияев, а какой-то другой человек.

Для проверки этого утверждения мы обратились к независимому эксперту Джефри Джону Оксли (лондонский мобильный телефон 07970-884-954).

Независимому эксперту были предоставлены восемь фотографий. ## 1, 2 - выставленные на интернет-сайте "ФСБ.Ру" в разделе "Розыск"; четыре фотографии (## 3, 4, 5, 6), полученные от Гочияева, а также выставленные на интернет-сайте "ФСБ.Ру" две фотографии с Хаттабом (## 7, 8). По заключению эксперта, на фотографиях ## 1-6 изображен Гочияев. Из этого следует, что на фотографиях ## 4-6, полученных нами от Гочияева, действительно изображен сам Гочияев. Относительно фотографий ## 7, 8, где, по утверждению ФСБ, Хаттаб сфотографирован вместе с Гочияевым, экспертиза установила, что фотографии не являются оригиналами и, похоже, были подвергнуты цифровой обработке (иными словами, это "фотомонтаж").

На вопрос, является ли человек, изображенный на фотографиях ## 1-6 и на фотографиях ## 7-8, одним и тем же лицом, эксперт ответил, что фотографии ## 7 и 8 не являются криминалистически достоверными и не могут быть использованы в качестве доказательств.

3. Суть показаний Гочияева

Гочияев предоставил о себе достаточно подробные биографические данные (учеба, служба в армии, служебное положение). Кроме этого, он указал, что начиная с 1996 года он проживал в Москве по адресу Строгино, улица маршала Катукова, дом 6, кв. 188, где был официально зарегистрирован. С 1997 года он являлся руководителем фирмы "Капстрой-2000".

Гочияев утверждает, что в июне 1999 г. арендовал для коммерческих целей помещения в подвалах впоследствии взорванных домов, а также в двух других домах, где взрывы были предотвращены: в Капотне и на Борисовских прудах. Он утверждает, что его использовал для аренды этих помещений "втемную" человек, которого он знал "со школьной скамьи" и который, по его мнению, являлся агентом ФСБ.

Именно этот человек утром 9 сентября сообщил Гочияеву по телефону о небольшом пожаре на его складе на улице Гурьянова и просил Гочияева немедленно прибыть к месту происшествия.

После второго взрыва, 13 сентября, Гочияев понял, что взрываются арендованные им склады, и немедленно сообщил в дежурные службы милиции, скорую помощь и службу спасения 911 о возможных взрывах на улице Борисовские пруды и в Капотне.

Эта часть показаний Гочияева является наиболее важной. Именно он предупредил власти о двух других помещениях, в Капотне и на Борисовских прудах (где затем были обнаружены склады с взрывчаткой и шестью таймерами), и тем самым предотвратил новые теракты.

Гочияев также отрицает, что он связан с Басаевым и Хаттабом, что проходил подготовку в лагере в Урус-Мартане, и что получил за взрывы финансовое вознаграждение. Гочияев утверждает, что существует приказ ФСБ его "живым не брать", ссылаясь на информацию от своего родственника - работника милиции в г. Карачаевске.

По словам Гочияева, его сестра подвергалась избиениям со стороны ФСБ с целью дать заведомо ложные показания против него.

4. Рекомендации

Подтвердить биографические данные Гочияева, указанные в объяснении (учеба, служба в армии, местожительства и работы в Москве).

Провести всестороннее расследование эпизода с обнаружением взрывных устройств в Капотне и на Борисовских прудах. В частности, выяснить, кто и при каких обстоятельствах сообщил об этих адресах. Истребовать и прослушать магнитофонные записи сообщений 13 сентября 1999 года в дежурных службах МВД, скорой помощи и службы спасения.

Выяснить, какие подразделения правоохранительных органов выезжали по этим сигналам. Установить причины, по которым после обнаружения взрывчатки и 6 готовых к использованию таймеров взрывных устройств на Борисовских прудах и в Капотне не была выставлена засада для задержания террористов, а вместо этого информация о находках была дана в СМИ.

Установить номер мобильного телефона Гочияева и получить распечатки звонков за сентябрь 1999 г. Выяснить, кто звонил Гочияеву около пяти часов утра 9 сентября 1999 г.

Опросить знакомых Гочияева в Москве для установления его местонахождения с 8 по 13 сентября 1999 г. и оценки его психологического состояния в момент терактов.

Проверить, была ли зарегистрирована в Москве фирма Гочияева "Капстрой-2000". Изучить деловые операции Гочияева в Москве начиная с июня 1999 г. В частности проверить сделку с минеральной водой, которая по словам Гочияева, была заключена с человеком, которого он считает "агентом ФСБ" и который использовал его, Гочияева, "втемную".

Опросить знакомых, родственников и сотрудников Гочияева на предмет установления личности человека, которого он называет инициатором аренды подвалов.

Просить правоохранительные органы третьих стран в случае задержания Гочияева не передавать его в руки ФСБ, в отношении которой имеются многочисленные факты сокрытия данных, уничтожения доказательств, запугивания свидетелей, фальсификаций и использования недозволенных методов ведения следствия. Гочияев, который является важным свидетелем терактов, должен быть допрошен независимыми и беспристрастными следователями.

Приложения

1. Копия рукописного объяснения Гочияева от 24 апреля 2002 г. 6 листов.

2. Распечатка объяснения Гочияева от 24 апреля 2002 г. 2 листа.

3. Видеозапись Гочияева. 4. Заключение эксперта Джефри Джона Оксли (копия на русском языке). 4 листа и 8 фотографий.

Факсимиле показаний Ачемеза Гочияева
стр. 1
стр. 2
стр. 3
стр. 4
стр. 5
стр. 6

Александр Литвиненко, 25.07.2002