Академики понимают Путина без слов
Известный правозащитник, депутат Госдумы Сергей Ковалев первым обнародовал "План Российской академии наук по воспрепятствованию нанесения ущерба Российской Федерации в сфере экономического и научно-технического сотрудничества" и основанный на нем циркуляр замдиректора одного из институтов РАН. В интервью Граням.Ру Сергей Ковалев комментирует эти примечательные документы, ограничивающие научные контакты с иностранцами.
Александр Подрабинек: Как вы считаете, каковы подлинные причины такого распоряжения по Академии наук?
Сергей Ковалев: Знаете, Саша, на этот вопрос довольно трудно ответить. Я вполне допускаю, что никакого давления сверху не было оказано на президиум нашей академии, что это инициатива самого президиума. Просто, понимаете ли, эти старцы - они же, как и все мы, и больше, чем мы, советские люди, они всЈ отлично помнят. Общий курс кремлевской политики - в этом направлении. Тут же все ясно, никуда не надо обращаться за аналитикой. Возьмите судебные процессы. И экологов - Мирзаянов, Никитин, Пасько, - и теперешние. Там людям вменяется в вину как нарушение гостайны и чуть ли не шпионаж анализ открытой печати российской. Вот это и есть строительство той самой управляемой демократии. И советская академия всегда была в первых рядах.
А.П.: Вы предполагаете, что дальше за этим последуют какие-то законодательные акты?
С.К.: А они не нужны. Академия сама себе законодатель. Но могут последовать и законодательные инициативы, и, как вы понимаете, в Думе они пройдут. Я еще хотел бы подчеркнуть вот что. Оказывал ли Кремль давление на академию, или она действовала сама, понимая государственный курс, не так уж важно. Важно, что этот план мероприятий академии совершенно в духе позиций КГБ в научных учреждениях. И это один из аспектов профессиональной деятельности в КГБ нашего президента Путина. Он же раньше курировал Ленинградский университет. Что делали кураторы КГБ в научных учреждениях? Они тогда исполняли именно то, что теперь прямо указано в этом плане мероприятий. Это их родное! Он же гордится, что был в КГБ. Наверное, и своей службой в Ленинградском университете гордится. Вот это и есть на самом деле ответ на ваш вопрос. Вы спрашиваете, чем это вызвано. Да вектором нашего политического развития: ведь мы же в этом направлении всюду эволюционируем - хоть в контроле над партиями, хоть в контроле над академическими учеными.
А.П.: Как вы думаете, насколько научное сообщество будет выполнять этот циркуляр?
С.К.: А это зависит от того, кто именно. Сегодняшний интерактивный опрос на "Эхе Москвы" показал, что вообще-то такие распоряжения встречаются научной общественностью в штыки. Но что это значит? Устроят они забастовку, продемонстрируют неприятие политики начальства, как это было в 1989 году при выборах Сахарова на Съезд народных депутатов от Академии наук? Сильно сомневаюсь. Научные сотрудники будут стараться действовать по старому принципу: законы у нас ужасные, но их можно не выполнять.
Слежка за исследователями - Грани.Ру, 31.05.2001
Интервью с Сергеем Ковалевым - "Эхо Москвы", 31.05.2001