Слежка за исследователями
Крестьяне пашут, врачи лечат, ученые изобретают, чекисты - бдят. Каждый занимается тем, к чему у него лежит душа и на что хватает сил и способностей. А душа чекиста не знает покоя, особенно когда дело касается контактов наших граждан с иностранцами. В славные советские времена этими контактами занимались отделы и управления КГБ, бдительно охраняя советские секреты от иностранцев, а советских людей от тлетворного влияния Запада. То были времена чекистских побед над вольнодумцами, беззаботными говорунами и здравым смыслом. Однако времена, когда в кабинетах висели плакаты "Не болтай у телефона. Болтун - находка для шпиона", прошли, и граждане безбоязненно ездят за границу, печатаются где хотят и говорят что думают. Любой сострадательный человек, поразмыслив самую малость, согласится, что для чекистской души ситуация сложилась просто невыносимая.
Может быть, так продолжалось бы и дальше, не займи президентский пост в России кадровый чекист. Его бывшие коллеги воспряли духом и взялись за привычное дело.
30 мая депутат Государственной думы Сергей Ковалев представил публике любопытный документ. Оказывается, заместитель директора Института общей генетики (ИОГен) Илья Захаров 24 мая разослал заведующим лабораториями и группами следующее письмо (орфография нами сохранена):
"Глубокоуважаемые коллеги! В связи с распоряжением Президиума РАН "О Плане мероприятий РАН по воспрепятствованию нанесения ущерба Российской Федерации" прошу Вас срочно (к 1 июня) представить информацию о наличии в лаборатории (группе) Международных соглашений (договоров, контрактов).
Прошу также принять к сведению необходимость выполнения нижеследующего:
1. О подготавливаемых заявках на международные гранты своевременно сообщать в дирекцию с предоставлением копии их Ученому секретарю.
2. Информировать Иностранный отдел ИОГен о всех визитах иностранцев в лабораторию (группу).
3. Своевременно предоставлять в Иностранный отдел отчеты о результатах научных поездок за границу.
4. Копии всех статей, направляемых для публикации за рубеж, представлять ученому секретарю Института.
5. Дать предложения по пунктам 1, 4-7, 10, 11 указанного Плана".
Трудно сказать, какой процент завлабов спешно побежит к институтскому начальству с докладами о контактах с иностранцами, с заявками на получение грантов и копиями отправленных за границу научных статей. Никакой закон их к этому не обязывает. По крайней мере, пока такой закон не принят. Поэтому очень может быть, что кампания по повышению бдительности в российских научных учреждениях есть проба пера законотворцев, разведка боем, попытка выяснить степень лояльности ученых или, выражаясь емким лагерным языком, "проверка на гниль".
Сам "План Российской академии наук по воспрепятствованию нанесения ущерба Российской Федерации в сфере экономического и научно-технического сотрудничества", подписанный главным ученым секретарем РАН академиком Николаем Платэ, совсем не похож на научный документ, но поразительно напоминает творения тружеников с площади Дзержинского. Чего стоят, скажем, такие формулировки: "...выявление договоров и контрактов, требующих мер особого контроля по предотвращению передачи за рубеж сведений, касающихся обеспечения национальной безопасности РФ... усилить контроль за подготовкой материалов к открытому опубликованию... осуществлять постоянный контроль за порядком выезда за границу научных сотрудников РАН, допущенных к государственной тайне... усилить контроль за предоставлением отчетов научных сотрудников о результатах поездок за границу". Попросту говоря, это план оперативных мероприятий, исполнять который должны не штатные сотрудники госбезопасности, а их добровольные помощники из академических институтов.
Первое, что приходит в голову, - у ФСБ не хватает сил для самостоятельной работы в этом направлении. Но это только часть объяснения. Подлинные мотивы, по-видимому, более глобальны - восстановить инструмент тотального контроля над научной деятельностью (пока - над научной!), инструмент, доведенный до совершенства при тоталитаризме и заржавевший за время демократической вольницы последнего десятилетия".
Академики понимают Путина без слов (интервью с Сергеем Ковалевым) - Грани.Ру, 31.05.2001
Интервью с Сергеем Ковалевым - "Эхо Москвы", 31.05.2001
Статьи по теме
Слежка за исследователями
Распоряжение Президиума РАН поразительно напоминает творения тружеников с площади Дзержинского. Чего стоят, скажем, такие формулировки: "... усилить контроль за подготовкой материалов к открытому опубликованию... осуществлять постоянный контроль за порядком выезда за границу научных сотрудников РАН, допущенных к государственной тайне... усилить контроль за предоставлением отчетов научных сотрудников о результатах поездок за границу".