Вуайеристы за 60 долларов в час
Корреспонденту Граней.Ру удалось встретиться с отставником бывшего знаменитого Седьмого управления КГБ СССР, ныне Оперативно-поискового управления ФСБ (ОПУ). Собеседник (назовем его Сергеем Петровичем) оказался человеком неприметной наружности и неопределенного возраста, да еще и крайне немногословным. Впрочем, оказалось, что это профессиональная черта - за четыре часа сотрудники ОПУ могут проронить не более пяти слов.
А.С.: Что самое тяжелое в вашей работе? Туалет найти?
С.П.: Да нет, для этого специальные бутылки, банки существуют. Самое тяжелое - ждать. Чаще всего объект упускают не во время движения, а пропустив его выход: "закемарил" - и все. Поэтому приходится жрать разные таблетки, ноотропил там... Я вот лимонник любил - чтоб не спать и для концентрации внимания. Самое тяжелое время - сумерки в зимне-осеннее время (народ пошел с работы и темно), тут проще всего упустить...
А.С.: А машину в городе потерять, в переулке каком-нибудь, как в кино показывают?
С.П.: Ну, редко очень. Нам ведь внутренние экзамены постоянно устраивали - называют две точки в городе, и ты должен назвать минимум пять вариантов как пройти от одной к другой. Потом, начинаешь когда работать, тебе определяют в городе всего один квартал, который ты должен досконально изучить. И когда идет слежка, то твой экипаж работает как раз по твоему квадрату. Потом изучаешь второй, третий и в идеале весь город.
А.С.: А если объект слежку замечал?
С.П.: Ну слушайте, обычно ведь в слежке минимум пять экипажей участвовали.
А.С.: Ну можно же как-то было машину наружки определить?
С.П.: Прокалывались, конечно, было. Естественно, на мелочах. Например, мы использовали такие железные рамки ("конверты"), которые откидывались, из него один номер вынимался, другой вставлялся. По рамкам и отличали.
А.С.: А как показать ГАИ, чтоб не приставали?
С.П.: На наших машинах стояла так называемая "отсечка" - специальная клавиша, нажав которую мигала вся левая сторона: подфарник, фара и поворотник одновременно.
А.С.: А какими машинами вы пользовались?
С.П.: Самая популярная - "изделие 2424" или "дубль" - это волга 24-я с восьмицилиндровым мотором (у обычного четыре), два бака. Отличить ее могли только профессионалы, и только потому, что у нее посадка "морды" ниже. Но мы в багажник клали бордюрную плиту, чтобы зад не забрасывало. Особенно уважали волги-пикапы. Вазовские машины, конечно, тоже использовали. Обычно "пятерки", преимущественно белого цвета, с форсированным движком 1,8 - с низовым валом, два бака и т.п. Еще были машины с роторными движками - ходили они, конечно, недолго, но зато могли в случае надобности разогнаться до огромных скоростей. Кстати, такие роторные движки почему-то часто ставили на 13-ю модель "Жигулей" красного цвета. В машине - два человека.
А.С.: А связь как поддерживали, чтоб не засекли?
С.П.: Слэнг профессиональный использовали, например "мигнул под апельсин" - объект повернул под светофор. А когда еще не было нормальных средств связи, использовали так называемые "маячки". Это такие шары внутри с сообщениями, которые выбрасывались около постов ГАИ. А если ведешь объект в зоне его видимости, то переговариваешься щелчками тангенты.
А.С.: Это что такое?
С.П.: Клавиша вызова на рации. Два щелчка - "объект вышел". Три щелчка - еще что-то.
А.С.: Тяжело в машине сутками сидеть?
С.П.: Тяжело, конечно. Кто чем спасался: один мой коллега, например, на сиденье резиновый круг подкладывал, чтобы задницу не отсидеть.
А.С.: А сейчас как изменилась "наружка"?
С.П.: Сейчас определить ее стало практически невозможно. Во-первых, от нее не уйдешь - поставил радиоактивную метку и привет. Кроме того, сейчас очень разнообразный парк автомашин. Потом, раньше существовал "почерк" у наружки разных ведомств - у МВД свой, у нас свой. А теперь не определишь, кто за тобой "выставился" - ФСБ, МВД, налоговые полицейские, чоповцы, чоповцы, подделывающиеся под комитетчиков... Хотя сейчас и прокалывается наружка чаще. Например, в МВД в последние годы опера стараются не заказывать "наружку" - утечки информации боятся - и пытаются обходиться своими силами. В результате ошибаются на такой, к примеру, мелочи, как автомобильные номера. Где оперативнику номера взять? Где-нибудь на обыске отхватить. А при нынешней доступности гаишных баз данных серьезный человек видит, что за ним машина выставилась, номера пробил по базе, а они совсем на другую машину числятся - все сразу понятно.
Но хочу специально отметить - ребята, наружку надо заслужить. Это очень дорогое удовольствие - к примеру, час "наружки" в ЧОПе стоит от 60 долл. в час. И это без видео или аудиодокументирования. Если это "наружка" правоохранительных органов, то она не может вестись без санкции прокурора, заведения оперативного дела и т.п. Так что не льстите себе.
А.С.: Кому же сейчас стоит опасаться "наружки"?
С.П.: Прежде всего любовникам. Сейчас очень многие наши "отставники" работают по супружеским изменам. Выгодно и непыльно.
Как не потерять "клиента" (отрывки из должностной инструкции)