статья Непусковая установка

Владимир Абаринов, 02.06.2010
Владимир Абаринов

Владимир Абаринов

Из Приморского края прилетела бравая реляция пограничников: там задержано сразу девять нарушителей границы. Все задержанные китайцы, но границу они переходили не из Китая в Россию, как, возможно, подумал читатель, а наоборот - из России в Китай.

А нас пугают китайской экспансией! Люди эти, трое женщин и шестеро мужчин, измучились на каторжных сельхозработах; паспорта у них отобрал бригадир-соотечественник, и они сбежали домой без документов.

В репортаже об этом событии говорится, что нарушители пытались перейти границу "ухищренным способом", но не смогли обмануть инженерно-технический комплекс: сработал сигнал тревоги, и пограничный наряд догнал злоумышленников "с использованием служебной собаки Черри".

Руководитель пресс-группы Пограничного управления ФСБ по Приморью Наталья Рондалева говорит, что ее сослуживцам в последние годы часто приходится сталкиваться с подобными случаями. Гастарбайтеры бегут от невыносимых условий: "тяжелый многочасовой малооплачиваемый труд, отсутствие нормального питания, бытовых условий, конфликтные ситуации, физическое насилие, обман во время расчета". А заместитель начальника управления генерал-майор Василий Комисарчук в недавнем интервью грозно возвещает: "Нарушителям границы некуда деться!"

Задержанным вменяется часть 2 статьи 322 УК РФ - "незаконное пересечение государственной границы группой лиц по предварительному сговору". За это преступление полагается лишение свободы на срок до пяти лет. Честно говоря, мне это наказание представляется чрезмерным. Мне кажется, что в наше время границу имеет смысл охранять только в одну сторону - при переходе оттуда сюда, а попытка покинуть страну сама по себе криминальной быть не может.

Именно эту функцию - защиты от внешнего вторжения - с древнейших времен исполняли рубежи государства. Однако здесь кроется коварство: чем обширнее страна, тем сложнее ей охранять свои границы. Дабы обезопасить себя от набегов воинственных соседей, держава вынуждена завоевывать, замирять и приводить к повиновению все новые территории; граница растягивается, ее защита пожирает все более значительные ресурсы; в итоге держава слабеет и становится легкой добычей чужаков.

На сооружении Великой китайской стены трудился миллион человек - пятая часть тогдашнего населения Китая. Но от маньчжурского завоевания стена не спасла. Остатки пограничных стен Рима до сих пор можно видеть в Европе. Империя держала на своих границах практически всю свою могучую армию - 360 тысяч профессиональных солдат. Но затяжная война с Парфянским царством заставила римлян перебрасывать войска с германской границы на восток. Оставшиеся гарнизоны были не в силах сдержать напор варваров, и граница постепенно отступала. Результат известен.

Не знаю, существует ли закономерная связь между протяженностью сухопутной границы и способностью или неспособностью государства защитить ее. Но, по-моему, в истории не было еще примера, когда граница и впрямь была бы "на замке". От собственных граждан - да, это возможно. Но не от непрошеных пришельцев.

Протяженность российских границ - 60 933 километра. Численность личного состава погранвойск - 174 тысячи человек. По три человека на километр. На самом деле меньше, потому что значительные силы заняты охраной границ Таджикистана, Армении, два батальона входят в состав миротворческих сил в Косово).

Из России всегда было сложнее уехать, нежели приехать в нее. При советской власти вокруг страны был возведен железный занавес. Для невыездных граждан заграница стала источником всяческой скверны, буржуазным адом, засылающим в пролетарский рай шпионов, диверсантов и вредителей. Волны Атлантического океана разбивались о Шепетовку - "последний город". Евгений Долматовский в 1939 году сочинил поучительные стихи про пуговку, подобранную бдительным пионером:

Он поднял эту пуговку
И взял ее с собою -
И вдруг увидел буквы
Не русские на ней.
К начальнику заставы
Ребята всей гурьбою
Бегут, свернув с дороги.
Скорей! Скорей! Скорей!

Начальник заставы определяет, что пуговка японская, а вскоре пограничники ловят "седого незнакомца" именно по этому безошибочному признаку:

А пуговицы нету
У заднего кармана,
И сшиты не по-русски
Широкие штаны.

У хорошего человека не бывает штанов, сшитых не по-русски. Не говоря уже о пуговице с японским клеймом. Честному гражданину взять такую пуговицу было неоткуда.

Знаменитый пограничник Никита Карацупа, чей столетний юбилей недавно отметила Федеральная пограничная служба, в своей книге "Записки следопыта" пишет так, что не поймешь, откуда и куда идет нарушитель - то ли в СССР, то ли из него. Но в том, что нарушитель этот бандит, шпион или диверсант, сомнений нет. "Кто же они были, засланные Японией шпионы, успешно или не очень успешно действовавшие у нас в стране? - вопрошает зоркий страж. - Были это прежде всего русские. Печальный факт! С откровенной ненавистью относились к России бывшие ее сыновья, ставшие пасынками, - эмигранты, покинувшие родину в связи с революцией". Но самым заядлым шпионом был "некто Березкин - сын кулака, вместе с отцом сбежавший за границу".

Это надо понимать так: из раскулаченных, сосланных на вечное поселение был Березкин. Член Общественной палаты Вячеслав Глазычев, повстречавший в свое время в Сочи бывшего неутомимого ловца закордонных врагов, спросил его: откуда же взялось столько нарушителей? Целых 338 задержал один лишь Карацупа! "И, милай, - сказал легендарный сержант, - коллективизация ж была!" Вот теперь все окончательно встало на свою места. От голода и разорения бежали люди. И полагался им за нарушение границы расстрел с конфискацией всего имущества, а при наличии смягчающих обстоятельств - 10 лет лагерей, и тоже с конфискацией.

В современном мире границ становится все меньше. К их стиранию ведет глобализация. Шпионы теперь не крадутся по нейтральной полосе с коровьими копытами вместо обуви. У террористов паспорта и визы в полном порядке. Но есть государство, которое жаждет укрепить свою границу. Это США. Речь идет о границе с Мексикой, откуда Америку захлестывает непрерывный поток нелегальных иммигрантов. Считается, что любая иммиграционная реформа окажется бессмысленной, если не перекрыть этот поток.

Ситуация отчасти схожа с российской. Протяженность американо-мексиканской границы - 3169 километров. Охраняют ее 20 тысяч агентов Пограничной стражи. Итого 6,3 человека на километр границы. На прошлой неделе президент Обама распорядился направить на южную границу 1200 национальных гвардейцев и обратился к Конгрессу с заявкой о выделении полумиллиарда долларов на укрепление границы. Решение сразу же насторожило: охрана границы считается в США правоохранительной, а не военной задачей, а использования войск для решения таких задач американское законодательство не допускает. Госдепартамент вынужден был на следующий же день разъяснить: о "милитаризации границы" речь не идет, Национальная гвардия будет пресекать контрабанду оружия и наркотиков, но ни в коем случае не ловить нарушителей границы.

Сумеют ли американцы запереть свою границу с Мексикой на замок? Огромное большинство нелегалов - законопослушные, трудолюбивые, лояльные Америке люди, люди одной культуры, одной веры, одних ценностей с американцами. Они нужны Америке, потому что сами американцы не хотят делать грязную работу. Думаю, существует другая возможность ослабить давление на южный рубеж: облегчить легальную иммиграцию, тогда и нелегальная сократится.

И сбудется сон капитана-пограничника из песни Высоцкого:

Спит капитан - и ему снится,
Что открыли границу как ворота в Кремле, -
Ему и на фиг не нужна была чужая заграница -
Он пройтиться хотел по ничейной земле.

Владимир Абаринов, 02.06.2010