Почему я не подпишу декларацию
Мне очень нравится этот потрясающий документ. Я полностью согласен с диагнозом, что при Путине многие демократические ценности "либо находятся под угрозой, либо уничтожены вовсе". Я готов подписаться под утверждением, что за четыре президентских года Путин не смог решить ни одной задачи: "Уровень преступности остался прежним. Масштаб коррупции нисколько не изменился. Органы государственного управления всех уровней наводнили отставники советских спецслужб. Состояние экономики, как и раньше, определяется исключительно ценами на нефть и газ. Война и беззаконие в Чечне по-прежнему приводят к гибели людей по всей стране".
Я полностью разделяю вывод о том, что "главным результатом прошедшего четырехлетия стало создание и укрепление режима личной власти президента. Ничто не делалось в эти годы так последовательно и эффективно, как это. Ради роста президентского рейтинга была развязана вторая чеченская война. Ради создания системы единовластия президентский режим низвел обе палаты российского парламента до положения марионеток, а прокуратуру и суд превратил в инструмент шантажа и политических преследований. Ради той же власти Кремль попрал принцип неприкосновенности частной собственности, обложил бизнес беззаконными поборами, а предпринимателей разделил на "вредных" и "полезных" в зависимости от их покорности и готовности финансировать президентские политические проекты. Ради сохранения властной монополии была разгромлена независимая пресса, три основных общенациональных телеканала поставлены под жесткий контроль федеральной бюрократии, а политическая цензура сделана обычной практикой. Что, в свою очередь, позволило превратить в рутину грубые нарушения избирательных прав граждан, вплоть до прямой фальсификации выборов. Наконец, в политике, в крупном бизнесе, в официозном искусстве, в послушной прессе воцарилась атмосфера лицемерия и подобострастия по отношению к институту президентской власти и лично Владимиру Владимировичу Путину".
Каждое слово тут вызывает в мой душе полное сочувствие. Любовь к каждому из авторов и тех, кто к ним присоединился, переполняет меня. Но... Не могу я подписать этот документ. Простите. Только кликните, готов участвовать во всех антитоталитарных мероприятиях. Но подписать не могу.
Во-первых, потому, что в отличие от авторов декларации, "отдающих себе отчет в том, что она отражает позицию меньшинства", я из большинства. Я из тех, кто на прошедших парламентских выборах выступил против Путина. Я из тех 80% электората, которые либо вовсе не пришли на выборы, либо голосовали против всех, либо отдали свои голоса конкурентам президента. И потому его партия "Единая Россия", несмотря на весь административный ресурс, на все фальсификации и передергивания, едва натянула себе 20% списочного состава избирателей. Несмотря на то, что Путин со всех главных телеканалов призывал граждан голосовать за единороссов, как за себя самого. Эти 20% и есть его реальный рейтинг. Конечно, в Думе у президентской партии есть конституционное большинство, но воспринимается оно на уровне анекдотов. В этом сезоне уже модно и престижно как бы между прочим, небрежно произносить: "Я был против Едрища".
И в следующем президентском сезоне модно и престижно будет знать – я был против. Путин не мой президент. И я не могу подписать текст декларации, потому что не согласен с пораженчеством авторов, которые "не сомневаются, что в сложившихся обстоятельствах перевыборы президента на новый срок превратятся по существу в техническую формальность". Я еще не проиграл эти выборы. Мой голос все еще мой. Он мой сегодня, а до 2008 года пока далеко. Ничего еще не проиграно, даже если президент потребует от Вешнякова приписать ему 100% голосов. Не стоит торопиться и признавать наглость политтехнологов и ловкость счетоводов Центризбиркома за волю большинства.
У нас еще в этом, 2004 году есть право проголосовать против Путина: отдав ли голоса его конкурентам, проголосовав ли против всех, бойкотируя ли выборы (взяв открепительные талоны или просто не явившись к избирательным урнам). Путин не наш президент. И что бы ни было нарисовано в итоговых простынях, в наших силах сегодня сделать его легитимность столь же анекдотичной, как и легитимность его Едрищ.
Развод кремлевской команды с обществом (и не по инициативе общества) уже произошел. Внутри кремлевских стен играют в управляемую (инсценированную) демократию. А Россия привыкает и учится жить без Путина. Самоорганизуется. И кстати, "Комитет-2008", который обнародовал сегодня свою декларацию, – это первая зримая попытка такой самоорганизации.
И все-таки подписать декларацию сегодня не могу. Сначала выборы, там видно будет.
Справка
Декларация комитета "2008: Свободный выбор"
Мы, подписывая настоящую "Декларацию", отдаем себе отчет в том, что она отражает позицию меньшинства. Однако это меньшинство объединено безусловной приверженностью базовым демократическим ценностям, непреложность которых признана современным цивилизованным миром. Многие из таких ценностей в современной России либо находятся под угрозой, либо уничтожены вовсе. Мы убеждены, что именно это стало наиболее существенным политическим итогом первого президентского срока Владимира Путина.
В 2000 году кандидат в президенты Путин шел на выборы, обещая справиться с преступностью, искоренить коррупцию, привести с собою современные управленческие кадры, превратить Россию в страну с мощной, динамично развивающейся экономикой, победить терроризм.
Прошло четыре года. Уровень преступности вырос. Масштаб коррупции не уменьшился. Органы государственного управления всех уровней наводнили отставники советских спецслужб. Состояние экономики, как и раньше, определяется ценами на нефть и газ. Война и беззаконие в Чечне по-прежнему приводят к гибели людей по всей стране.
Но главным результатом прошедшего четырехлетия стало создание и укрепление режима личной власти президента. Ничто не делалось в эти годы так последовательно и эффективно как это. Ради роста и поддержания рейтинга Владимира Путина все эти годы ведется вторая чеченская война.
Ради создания системы единовластия президентский режим низвел обе палаты российского парламента до положения марионеток, а прокуратуру и суд превратил в инструмент шантажа и политических преследований.
Ради той же власти Кремль попрал принцип неприкосновенности частной собственности, обложил бизнес беззаконными поборами, а предпринимателей разделил на "вредных" и "полезных", в зависимости от их покорности и готовности финансировать президентские политические проекты. Ради сохранения властной монополии была разгромлена независимая пресса, три основных общенациональных телеканала поставлены под жесткий контроль федеральной бюрократии, а политическая цензура стала обычной практикой. Что, в свою очередь, позволило превратить в рутину грубые нарушения избирательных прав граждан, вплоть до прямой фальсификации результатов выборов.
Наконец, в политике, в крупном бизнесе, в официозном искусстве, в послушной прессе воцарилась атмосфера лицемерия и подобострастия по отношению к институту президентской власти и лично Владимиру Владимировичу Путину.
Мы не сомневаемся, что в сложившихся обстоятельствах перевыборы президента на новый срок превратятся, по существу, в техническую формальность. Но у нас есть основания полагать, что и следующие четыре года правления Владимира Путина будут посвящены тому же — укреплению личной власти, — следствием чего станет окончательный разгром демократических институтов в России.
Мы не хотим этого допустить.
Мы призываем наших сограждан осознать: за выборы 2008 года придется всерьез побороться. Борьба предстоит не только за победу на них, но и просто за то, чтобы они состоялись, за само право свободного выбора. Эти выборы начинаются уже сегодня.
Именно поэтому мы создаем Комитет "2008: Свободный выбор", который ставит перед собою несколько очевидных задач:
- мы будем добиваться того, чтобы в 2008 году в России президент был выбран, а не оказалось, что срок правления действующего продлен — на время или навсегда;
- мы будем добиваться того, чтобы избранный в 2008 году президент был новым президентом, а не получилось, что разного рода уловки с изменением конституции позволяют оставить у власти того же самого;
- мы будем добиваться того, чтобы этот новый президент получил власть в результате всеобщих, прямых, свободных и честных выборов, а не в порядке номенклатурного престолонаследия, как это случилось в 2000-м году;
-
мы будем добиваться того, чтобы при любом исходе этих выборов права меньшинства были защищены, и впредь избирательным процедурам уже ничто не угрожало.
Мы убеждены, что гарантии свободного выбора являются непременным условием продолжения российского демократического процесса в целом. Мы убеждены, что в надежности таких гарантий безусловно заинтересовано все российское общество. Даже если сегодняшнее большинство своей заинтересованности в этом пока не осознает и свободой своего выбора не дорожит.
Председатель Комитета
Гарри КаспаровУчредители:
Михаил Бергер, Владимир Буковский, Александр Гольц, Игорь Иртеньев, Владимир Кара-Мурза, Евгений Киселев, Юлия Латынина, Дмитрий Муратов, Борис Немцов, Сергей Пархоменко, Александр Рыклин, Виктор Шендерович, Ирина Ясина
Справка
Закон о выборах президента Российской Федерации
Статья I. Основные принципы выборов Президента Российской Федерации
Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Участие гражданина Российской Федерации в выборах Президента Российской Федерации является добровольным.
Гражданин Российской Федерации проживающий или находящийся в период подготовки и проведения выборов за пределами территории Российской Федерации, обладает всей полнотой избирательных прав при выборах Президента Российской Федерации.
Избиратель участвует в выборах на равных основаниях и голосует за или против кандидата на должность Президента Российской Федерации непосредственно.
Контроль за волеизъявлением избирателя запрещается.
Статья 9. Гласность при подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации
Подготовка и проведение выборов Президента Российской Федерации осуществляются открыто и гласно.
Все решения избирательных комиссий, органов государственной власти и органов местного самоуправления, связанные с подготовкой и проведением выборов Президента Российской Федерации, подлежат опубликованию.
Дословно
Гарри Каспаров
Российский президент играет на страхе. Стремление сыграть на страхе, который уходит корнями в кагэбэшное прошлое Путина, красной нитью проходит через его внешнюю и внутреннюю политику. Отсутствие принципиальной реакции Запада на угрозы свободе и демократии, какими бы расплывчатыми они ни казались сейчас, будут иметь долгосрочные последствия в России и за ее пределами.
Wall Street Journal, 04.01.2001
Владимир Путин
Смена власти - всегда проверка конституционного строя, проверка его на прочность.
Инаугурационная речь, 07.05.2000
Статьи по теме
Почему я не подпишу декларацию
В декларации "Комитета-2008" дается исчерпывающая характеристика печального состояния России под властью президента Путина. Однако, по мнению Владимира Корсунского, достойные всяческого уважения люди, подписавшие этот документ, слишком пессимистически оценивают наши политические перспективы. Он полагает, что оппозиции не следует отходить на заранее подготовленные рубежи 2008 года и без борьбы уступать нынешней власти предстоящий четырехлетний период.