Мы боимся человека в фуражке
Граждане России милицию не любят. Об этом свидетельствуют данные социологического опроса, который Аналитический центр Юрия Левады провел по заказу Фонда "Общественный вердикт". Опрос проводился среди 2013 жителей двенадцати крупнейших городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Ростова-на-Дону, Нижнего Новгорода, Самары, Екатеринбурга, Перми, Омска, Уфы и Красноярска.
По данным исследований центра, за последние десять лет доля россиян, полностью доверяющих милиции, составляет около 10%, а полностью не доверяющих - более 35%. Это недоверие носит массовый, устойчивый и обоснованный характер.
Мотивировано такое отношение в первую очередь собственным опытом граждан в их контактах с милицией: 26% опрошенных испытывали на себе произвол, ущемление своих прав и законных интересов со стороны сотрудников милиции и ГИБДД – грубость, волокиту и бездействие, вымогательство, неоправданное задержание, физическое насилие. К тому же свыше 80% россиян стойко убеждены, что милиция у них в городе коррумпирована; 40% уверены, что она связана с криминалом.
Однако до двух третей опрошенных горожан все же будут при необходимости обращаться в милицию. Сознание ее неэффективности, с одной стороны, и неизбежности обращения к ней, с другой, усиливает отрицательное отношение к милиции и милиционерам. При этом чаще других обращаться в милицию будут люди "с возможностями" (деньгами, статусом, влиянием) и, напротив, не обладающие никакими ресурсами: у них нет выбора. На этих обездоленных по-своему "рассчитывает" и милиция: они – объект ее произвола.
На вопрос "Как вы считаете, взятки, поборы, вымогательство, "крышевание" в милиции сейчас – это отдельные случаи, не характерные для милиции в целом или наоборот, сложившаяся стабильная система?" 58% респондентов ответили, что это стабильная система, 28% считают, что это отдельные случаи. Остальные 14% либо затрудняются ответить, либо вообще считают, что таких случаев нет.
По мнению ведущего специалиста центра Бориса Дубина, на отношение россиян к милиции влияют три фактора. Во-первых, начиная с 1993-1994 годов в обществе растет запрос на порядок, законность и стабильность. Люди устали жить в атмосфере беспредела, им хочется передохнуть, хочется, чтобы вор сидел в тюрьме, а милиция приезжала по вызову и наводила порядок. Фактор второй: полномочия сотрудников милиции и МВД в целом постоянно растут, но чтобы они исполняли свои законные обязанности, гражданам приходится платить не только налоги, но и взятки. Недавний пример – расформирование ОВИРов и передача их функций паспортным столам. Вряд ли кто-то всерьез ожидает, что паспортные столы будут в срок и оперативно заниматься работой по выдаче загранпаспортов гражданам. Более актуальный на сегодняшний день вопрос – сколько надо дать денег, чтобы быстро получить паспорт.
Фактор третий: ухудшение эффективности работы милиции. На указывает и снижение уровня раскрываемости преступлений, и смягчение требований, предъявлемых к сотрудникам при приеме на службу. Все эти факторы находятся в противоречии друг с другом: общественный запрос на стабильность нынешняя милиция не удовлетворяет и удовлетворить не может, а больше гражданам обратиться некуда.
Характерные для советского времени карательно-репрессивные функции милиции не отмерли, а частично трансформировались в источник сегодняшних нарушений: вымогательство платы за охрану и защиту людей; требование дополнительной мзды за исполнение бюрократических функций, предписанных законом, рэкет и шантаж в отношении состоятельных лиц, работников торговли, сферы обслуживания и т.д. Ослабление контроля над милицией со стороны общества и государства ведет к ее дальнейшему разложению.