Сговор чиновников-террористов
Как и предполагалось, теракты в США вернули к жизни сторонников тотального контроля над Интернетом не только в Америке. Вслед за американцами проснулась Великобритания, очередной раз доказав, что в любой трагедии собственно трагедия забывается быстрее всего, а идея манипулирования массами с помощью последствий этой трагедии оказывается на удивление живучей.
В пятницу стало известно, что Министерство внутренних дел Великобритании выражает поддержку общеевропейской инициативе, в рамках которой все европейские провайдеры рискуют оказаться обязанными хранить все логи доступа своих пользователей в течение срока, который варьируется от двенадцати месяцев до семи лет. Об этом на ежегодной конференции "Европейские решения по информационной безопасности" (ISSE 2001) сообщил директор Фонда исследований по информационной политике (FIPR) Каспар Боуден.
Казалось бы, никакой сенсации. Когда речь заходит об Интернете, Министерство внутренних дел Великобритании в полном составе превращается в классическую охранку. История, однако, довольно запутанная.
В первых числах декабря 2000 года The Observer со ссылкой на свои источники сообщил о том, что заместитель генерального директора Национального отделения уголовной полиции (NCIS) обратился в МВД с просьбой предоставлять NCIS по требованию право доступа к записям всех телефонных разговоров, архивам электронной почты и логам доступа в Интернет за период в семь лет. Новость, естественно, вызвала дикий ажиотаж, и уже через два дня представители МВД в интервью Financial Times дружно отрицали свою причастность к этому проекту и настаивали на том, что в ближайшее время ведомство совершенно не планирует как-то действовать в связи с просьбой NCIS. Теперь же МВД переменило точку зрения и склоняется к продвижению этого смелого плана.
До сих пор в Великобритании, как в любом нормальном обществе, информация о телефонных звонках и посланных электронных сообщениях, равно как и логи доступа в Интернет хранились у компаний-операторов ровно столько времени, сколько требовалось для расчета оплаты предоставляемых пользователям услуг - в общем случае, не более нескольких недель. После этого логи должны уничтожаться - с одной стороны, технически их затруднительно хранить в таких объемах, с другой - их хранение и потенциальная возможность доступа к ним нарушает тайну частной жизни граждан. В начале декабря 2000 МВД Великобритании, разумеется, не имело резонов публично поддержать инициативу: в конце концов, всего через несколько месяцев предстояли выборы, и ведомство сочло за лучшее не делать резких движений. Сейчас выборы позади, и проект тотального контроля на ближайшие несколько лет для чиновников МВД не опасен.
Организация хранения данных сроком до семи лет (в перечень видов данных не входят телефонные звонки и электронная почта, однако логов доступа в Интернет, пожалуй, вполне достаточно) уже получила поддержку на уровне ЕС. В конце июня 2001 года Совет ЕС по телекоммуникациям рекомендовал одобрить соответствующие изменения в законодательстве. Первоначальный рабочий вариант Директивы по телекоммуникациям ЕС был разработан, разумеется, британскими правоохранительными органами. Аргументация Совета по телекоммуникациям делает честь людям, которые в нем работают: "Инстанции, ведущие расследование, не в состоянии предсказать, какие именно данные о трафике могут оказаться полезны в уголовном расследовании. Поэтому единственная эффективная государственная законодательная мера - запретить уничтожение или анонимность этих данных".
И тут случились теракты. Если, как советуют нам многочисленные наблюдатели, для успешного угадывания виновных задать себе вопрос "кому выгодно?", то получается, похоже, какая-то чудовищная антиутопия: это чиновники всех стран сговорились между собой, чтобы найти такой повод для ужесточения контроля за населением, против которого не у каждого мастера правозащитной риторики найдется что возразить. Впрочем, для правды это слишком литературное предположение, пожалуй.
И однако же британские сторонники контроля воспользовались поводом в полной мере. Министр иностранных дел Великобритании Джек Стро в пятницу выступил с обвинениями в адрес правозащитников. По мнению этого чудного человека, бывшего, между прочим, британского министра внутренних дел, прекраснодушие правозащитников одно виновато в том, что террористы, ответственные за американский кошмар, не были вовремя найдены и пойманы. Правозащитники и представители индустрии (тоже совершенно не заинтересованные в тотальной государственной слежке, как легко понять), видите ли, так давили на Великобританию и США, что правоохранительным органам этих двух стран пришлось несколько сдать позиции. И вот результат. По некоторым данным, люди, совершившие теракты в США, побывали и в Великобритании. "Теперь я слышу, - разглагольствовал Стро, - как люди спрашивают: "Почему эти террористы были здесь?". Вот вам ответ: не из-за промахов разведки, служб безопасности или полиции, а из-за того, что у людей двумерное представление о гражданских свободах. Важнейшая гражданская свобода - право на жизнь и ее сохранение, и защита [этой свободы] должна быть первоочередной задачей".
Правда, через два дня после выступления Стро на BBC Тони Блэр в телевизионном интервью сообщил населению, что у британских правоохранительных органов вполне достаточно полномочий для полноценного прослушивания коммуникаций. С одной стороны, это, конечно, не лучшая на свете новость, но с другой - становятся очевидны различия в представлениях о необходимой мере контроля у бывшего главы МВД и нынешнего премьер-министра.
Так или иначе, по некоторым данным, МВД Великобритании теперь рассматривает возможность внесения изменений в Закон о полномочиях в области расследований (RIP Act) с тем, чтобы хранение провайдерами логов за последние семь лет стало обязательным. У британского МВД хватает ума добавлять, что это не должно стать единственной антитеррористической мерой, и однако же на повестке дня сейчас именно она. Параллельно тот же проект с подачи Великобритании рассматривается и ЕС - и теперь аргументы насчет борьбы с террором будут, конечно, наиболее популярным и безотказным его обоснованием. Пока в качестве первой пробной меры британские власти обязали интернет-провайдеров и телефонных операторов сохранить все данные о своем трафике 11 сентября на случай, если попадется что-нибудь, что поможет расследованию. Но это - форс-мажор. Впрочем, похоже, форс-мажор в скором времени станет единственным режимом действия европейских провайдеров и пользователей.
Статьи по теме
Сговор чиновников-террористов
Британские сторонники контроля воспользовались поводом в полной мере. Министр иностранных дел Великобритании Джек Стро в выступил с обвинениями в адрес правозащитников. По мнению этого чудного человека, прекраснодушие правозащитников одно виновато в том, что террористы, ответственные за американский кошмар, не были вовремя найдены и пойманы.