статья Затыкая аналоговую дыру

Анастасия Грызунова, 28.05.2002

Знатоки, искушенные в вопросах корпоративных методик, объясняют мне, что на самом деле все идиотские и более-менее безнадежные попытки киноиндустрии и индустрии звукозаписи ограничить копирование и распространение аудио- и видеоданных, придушить p2p-системы и навязать аудитории свои правила обращения с объектами авторского права - просто отчаянное стремление оттянуть неизбежный переход к новым способам ведения бизнеса. В качестве рабочей гипотезы я готова допустить, что в недрах Recording Industry Association of America или Motion Picture Association of America зреют грандиозные бизнес-планы, которые станут началом революции в сфере онлайнового распространения контента и при этом будут учитывать интересы аудитории. Но я также глубоко убеждена - и все происходящее в последние три года тому подтверждение, - что если держатели копирайта найдут способ защищать свою драгоценную интеллектуальную собственность, НЕ внедряя при этом новые методики, НЕ идя на компромисс с аудиторией и уж конечно НЕ отказываясь от запредельных прибылей, то они именно так и поступят. Переложив бремя технической поддержки решения этой достойной задачи на кого-нибудь. С хорошей точностью - на производителей компьютерного оборудования.

Без особого успеха попытавшись защитить видеоданные от копирования (DeCSS быстро положил конец надеждам на простое избавление от головной боли), атаковав несколько особенно популярных p2p-систем, в рамках которых происходит обмен видеофайлами (и оставив без внимания десятки других), киностудии взялись за то звено, что соединяет эти две формы демонстрации возмутительного пренебрежения интересами держателей копирайта. До сих пор последние добивались эксклюзивного права на распространение контента. Теперь они фактически пытаются оставить за собой исключительное право на его оцифровку.

В апреле MPAA представила в Юридический комитет Сената США "Отчет о защите контента" (.pdf): документ, содержащий ряд небезынтересных в своей иезуитской логике предложений по решению проблемы защиты объектов копирайта в цифровых условиях начала двадцать первого века. Прежде всего, в отчете сообщается об успехах деятельности Broadcast Protection Discussion Group. BPDG - странное объединение голливудских студий и технологических компаний, которые заняты обсуждением стандартов для устройств, принимающих цифровое телевидение (в том числе, персональных компьютеров). Предполагается, что разработанные в итоге стандарты прежде всего будут иметь в виду соблюдение интересов держателей копирайта. После выработки некой общей линии участники BPDG намерены отправиться со своими идеями в Конгресс или Федеральную комиссию по коммуникациям и предложить продукт своей умственной деятельности в качестве законопроекта. Результат легко представим. Работа идет в основном в направлении разметки телепрограмм на предмет дальнейшего их опознания как не подлежащих копированию и соответствующей системы распознавания таких меток видеооборудованием и ПК. Авторы отчета, не моргнув глазом, утверждают, что "MPAA и компании, входящие в ее состав, не имеют намерения снизить функциональность ПК и другого оборудования - на самом деле они хотят ПОВЫСИТЬ его функциональность, а не снизить ее". То есть действуют исключительно в интересах пользователей и производителей железа. На полном серьезе. Честное слово. Разумеется, способность распознавать защищенный контент - функция, без которой не в состоянии обойтись ни один пользователь. В целом BPDG функционирует не совсем логично для собрания уважающих себя цивилизованных заговорщиков. А именно: журналистов к залам заседаний не подпускает на пушечный выстрел, однако представителей общественности не гонит. Некоторые представители общественности, у которых особенно много чего накипело, на заседании BPDG 23 мая всячески портили картину, выкрикивая из зала и перебивая ораторов. EFF даже пришлось за них публично извиняться (представители фонда рассудили, что если с заседаний за неприличное поведение выгонят еще и представителей общественности, дело обернется совсем худо).

Однако BPDG существует уже некоторое время, и скорого достижения договоренности, пожалуй, опасаться не стоит. Что гораздо хуже, в отчете предлагается в союзе с производителями самого разнообразного железа создать систему, в которой, с одной стороны, все объекты авторского права, не подлежащие копированию, будут соответствующим образом помечены, а с другой - все железо, предназначенное для конвертирования этих объектов в цифровые, будет отказываться от оцифровки любых помеченных данных. Заметим, теперь уже речь идет даже не о копировании. В терминологии держателей копирайта это называется "заткнуть аналоговую дыру". Степень эротичности пешего путешествия, в которое при таком положении вещей отправляется концепция "fair use", можете оценивать сами. И более того. Поскольку окружающая среда до отказа забита объектами авторского права, а равно и оборудованием, конвертирующим аналоговые данные в цифровые (от мобильных телефонов, видеокамер и сканнеров до микроскопов, телескопов и термометров), вероятность успешной оцифровки вообще любых данных стремится к нулю. Кори Доктороу, координатор Electronic Frontier Foundation и по совместительству писатель-фантаст, живописует великолепную жизнь, которая настанет в случае осуществления грандиозных планов MPAA: невозможно снять на видео первые шаги ребенка, если ребенку вздумалось сделать первые шаги возле телевизора, по которому идут помеченные как объекты копирайта мультфильмы; разговор по мобильному телефону прерывается, если у одного из собеседников в отдалении играет являющаяся объектом копирайта музыка, и т.д. Это и есть та самая жизнь, о которой мы мечтаем, как легко понять. Фактически это вариация на тему Закона о продвижении потребительского широкополосного доступа и цифрового телевидения (CBDTPA, бывшего Закона о стандартах и сертификации систем безопасности, SSSCA), в котором, как мы помним, предлагается обязать всех производителей компьютерного оборудования встраивать в свою продукцию системы распознавания защищенных от копирования данных с тем, чтобы оборудование просто не могло эти данные копировать.

Итак, движение войсковых частей держателей копирайта последовательно происходят в двух основных направлениях:
а) отчетливая разметка объектов авторского права, не подлежащих произвольному и неконтролируемому копированию (в идеале было бы неплохо просто защитить их от копирования, однако обширная практика показывает, что на каждую защиту найдется свой взломщик, какой-нибудь очередной Йон Йохансен или хакер с маркером наперевес);
б) внедрение стандартов разработки компьютерного и прочего оборудования, исключающих возможность копировать или оцифровывать помеченные данные.

В случае реализации этого суперплана проблемы держателей копирайта будут решены на веки вечные. Во всяком случае, очень надолго. И какими бы умными, гибкими и прогрессивно мыслящими ни были их специалисты по маркетингу, им просто не потребуется больше напрягать мозги. Потому что вот оно - полное решение проблемы. Чудовищно усложняющее жизнь пользователям, но заставляющее их исправно платить за каждую копию, которую в нормальных (как ни странно, сегодняшних) условиях они могут создать самостоятельно.

Анастасия Грызунова, 28.05.2002