статья Про качество и количество

Анастасия Грызунова, 28.02.2002

В мире, где, наверное, каждый второй занят укреплением международных связей, трудно рассчитывать на законодательное разнообразие. Слишком сложно, к примеру, разрешать вопросы юрисдикции: французские и американские судебные инстанции до сих пор вот решить не могут, кто из них должен судить корпорацию Yahoo с ее аукционами и нацистской атрибутикой и на каких основаниях. Унификация законодательства, в том числе в отношении копирайта, видимо, неминуема. Разумность этой унификации должна бы стать темой дискуссий глобалистов с антиглобалистами. Но полемика бесконечна, а Всемирная организация интеллектуальной собственности не дремлет.

В течение ближайших трех месяцев вступят в силу два соглашения, разработанных ВОИС в 1996 году: Соглашение об исполнении произведения и фонограммах (20 мая) и Соглашение о копирайте (6 марта). 21 февраля последнее было ратифицировано тридцатым государством из тридцати необходимых для вступления соглашения в силу (это был Гондурас). Соглашения, регулирующие, помимо прочих, вопросы, касающиеся компьютерного, музыкального и видеопиратства, в свое время стали основой для действующего в США Digital Millennium Copyright Act. Я позволю себе не повторять снова все сомнительные положения этого закона, и ограничусь лишь несколькими именами более или менее жертв: Эрик Корли, Эдвард Фелтен, Дмитрий Скляров, Нильс Фергюсон, неизвестный программист, взломавший MS Reader. О Napster и других p2p-системах, а также о миллионах пользователей, вынужденных приспосабливать свои персональные привычки хранения и перезаписи аудио- и видеоинформации ко вкусам держателей копирайта, я уже и не говорю. Так вот, с хорошей точностью можно сказать, что соглашения ВОИС, вступающие в силу весной, - это приблизительно DMCA в мировом масштабе.

Ничего хорошего в этом, конечно, нет. Объединения держателей копирайта на глазах звереют. Контроль над тем, как пользователь распоряжается приобретенным компакт-, скажем, диском, - слишком большой соблазн. MusicCity Records, Fahrenheit Entertainment и разработчик системы защиты компакт-дисков SunnComm испугались оскорбленных потребителей и по крайней мере согласились информировать покупателей о том, что ни CD-ROM, ни DVD-плейер, ни MP3-плейер диск проигрывать не будут. И на том спасибо. Но это совершенно не означает, что студии звукозаписи откажутся от дальнейших попыток установить контроль над аудиторией. Равно и киноиндустрия намерена и дальше защищать свои распрекрасные DVD до последнего байта. Для успешного введения такого контроля требуется в глазах общественности выглядеть жертвой. Жертва вызывает сочувствие. Непонятно, правда, как киностудиям и студиям звукозаписи удалось стать жертвами собственной аудитории.

Председатель и исполнительный директор Motion Picture Association of America Джек Валенти первым жалобно зарыдал: опубликовал в Washington Post слезное открытое письмо, в котором поведал, как тяжело киноиндустрии возмещать убытки от производства кинопродукции. Зрители перестали ходить в кинотеатры, оцифровывать кино невозможно, поскольку Интернет кишит пиратами, из-за которых уже страдают продажи видеокассет и DVD. В частности, Валенти привел подозрительную цифру: якобы ежедневно пользователи Интернета незаконно скачивают более 350 тысяч фильмов. Это, конечно, делает честь сервису западных интернет-провайдеров, но на правду похоже меньше всего.

Помимо прочего, Валенти сказал: "Способ достичь адекватной защиты ценных фильмов в Интернете существует. Производители компьютеров и видеооборудования должны сесть за стол переговоров с киноиндустрией. Вместе, в процессе честных переговоров, мы все должны договориться об элементах, необходимых для защиты фильмов, являющихся объектами авторских прав, и затем быстро претворить это соглашение в жизнь, чтобы оно превратилось в объективную сетевую реальность". В противном случае, считает Валенти, потребуется вмешательство Конгресса. Расшифровывается все это просто: MPAA призывает производителей компьютерного оборудования встраивать в свою продукцию системы защиты, с тем, чтобы контрафактные видеозаписи просто на этих усовершенствованных компьютерах просто не работали. В защиту носителя после истории с DeCSS киноиндустрия, видимо, больше не верит - и правильно, вообще говоря, не верит. Но внедрение защиты копирайта на базовом уровне железа - следующий, вполне логичный, хотя и пугающий шаг. К счастью, пока эта удачная идея не пошла дальше жалостного призыва на страницах Washington Post. Можно, однако, не сомневаться, что MPAA сделает все от нее зависящее сначала для пропаганды, затем для реализации этого проекта.

У звукозаписывающей индустрии, судя по выступлениям Хилари Розен, президента Recording Industry Association of America, дела обстоят еще хуже. 350 тысяч кинофильмов - просто ничто по сравнению с трагедией индустрии звукозаписи. Мадам Розен все продолжает на каждом углу кричать об убытках, понесенных студиями (по ее словам, в 2001 году продажи компакт-дисков упали на 600 миллионов долларов). Разумеется, во всем винит пользователей Napster и расплодившиеся CD-R и CD-RW. "Когда 23 процента опрошенных слушателей говорят, что не стали покупать больше музыки, поскольку скачивают или копируют ее бесплатно, мы не можем игнорировать такого воздействия на рынок". То обстоятельство, что 81% опрошенных компанией Ipsos-Reid, к примеру, заявили, что с тех пор, как они в охоте за музыкой стали пользоваться p2p-сетями, они покупают столько же или даже больше компакт-дисков, не укладывается в систему аргументации RIAA и потому игнорируется.

Кроме того, ни г-ну Валенти, ни г-же Розен почему-то не приходит в голову, что падение продаж может быть связано не со всемирной склонности потреблять халяву, но с качеством продукции и сервиса, которые предлагаются за деньги. Действительно, с чего это люди перестали ходить в кино? Может, им там не нравится? Но это, конечно, слишком простое рассуждение для таких монстров. Поэтому ни они, ни их европейские коллеги не перестают бубнить про зловредность подавляющей части их собственной аудитории - той аудитории, на которую они вроде бы работают, - а качество выпускаемого видео- и аудиоматериала по-прежнему измеряется количеством угроханных на него средств.

Анастасия Грызунова, 28.02.2002