Неудачный день EFF
Знаете что? Я, кажется, знаю, чем закончится разбирательство по делу Дмитрия Склярова. То есть - почти совсем-совсем точно знаю. И ничем хорошим оно не закончится.
(В этом прелести аналитики: дождаться момента, когда ситуация станет настолько ясной, что оценить ее неспособен лишь юный мечтатель, занятый исключительно вопросами, скажем, силлабо-тонического стихосложения, и то лишь потому, что кроме стихосложения его мало что интересует, - и сформулировать свою оценку так, чтобы у читателя осталось впечатление, что у меня никогда и намека на сомнения не возникало.)
В повестке дня Electronic Frontier Foundation имелось три судебных разбирательства, касающихся Digital Millennium Copyright Act - и два из них проиграны. 28 ноября был не слишком удачный для EFF день.
В среду Апелляционный суд второго округа, рассматривавший апелляцию Эрика Корли, он же Эммануил Гольдштейн, вынес решение, чуть ли не дословно повторившее решение суда низшей инстанции. Как мы помним, в 2000 году Motion Picture Association of America подала на Эрика Корли, в суд за то, что тот публиковал в своем журнале 2600: The Hacker Quarterly исходный код утилиты DeCSS, первоначально написанной как DVD-плейер под Linux, однако употребляющейся преимущественно для обхода защиты от копирования DVD-дисков. Вместе с Эриком Корли пред судом по тому же обвинению предстали Шон Реймердес и Роман Казан, владельцы двух других сайтов. Федеральный судья Льюис Каплан обязал обвиняемых удалить исходники DeCSS; Казан и Реймердес подчинились, а Эрик Корли заменил собственно код огромным списком ссылок на другие сайты, публиковавшие DeCSS. В апреле 2000 года MPAA снова подала в суд, прося судью обязать Корли удалить и ссылки тоже. Судья Каплан согласился с этим требованием. В январе 2001 года к работе над делом присоединились адвокаты EFF. Корли подал апелляцию, аргументируя свое право публиковать исходные коды и ссылки на него Первой поправкой к Конституции США, защищающей свободу слова. И вот результат: апелляционный суд постановил, что Первая поправка лишь в очень небольшой степени применима к программному коду, поскольку программный код не является словом в чистом виде, а кроме того, распространение данного конкретного программного кода связано к тому же со значительными убытками киноиндустрии; короче говоря, DeCSS не защищается Первой поправкой.
Надо сказать, что Первая поправка к Конституции США - вообще любимый предмет юридических дискуссий, и диаметрально противоположные мнения по поводу ее применимости или неприменимости - совсем не редкость. Вероятно, этим объясняется тот факт, что 1 ноября в Калифорнии апелляционный суд принял совершенно иное решение по сходному иску. В Калифорнии DVD Copy Control Association судилась с несколькими десятками владельцев сайтов, публиковавшими DeCSS; окружной суд вынес решение в пользу DVD CCA, однако один из ответчиков, Эндрю Баннер, подал апелляцию и выиграл: апелляционный суд постановил, что программный код защищается Первой поправкой к Конституции в той же степени, в какой эта поправка защищает любую другую речь. Как планируется совмещать эти два вердикта - вопрос, который еще предстоит решать. Тем более что проигравший апелляцию Эрик Корли сообщил, что не намерен сдаваться и будет консультироваться с адвокатами по поводу дальнейших действий. Теперь единственным возможным дальнейшим действием остается обращение в Верховный суд.
В среду же EFF проиграл в суде Нью-Джерси дело "Фелтен против Recording Industry Association of America". Преподаватель Принстонского университета Эдвард Фелтен, который с группой своих студентов участвовал в конкурсе HackSDMI и успешно взломал выделенные для показательного конкурсного взлома образцы, намеревался представить результаты работы своей группы ученому сообществу, однако дважды был вынужден отказаться от этих планов, поскольку RIAA и Secure Digital Music Initiative угрожали ему судебным преследованием за нарушение DMCA. 6 июня 2001 года Фелтен и несколько других ученых, занимавшихся проблемой защиты цифровых аудиоданных, а также Usenix Association при поддержке EFF обратились в окружной суд Нью-Джерси с просьбой о декларативном суждении: они требовали официально признать, что Фелтен имеет полное право рассказать коллегам о защите аудиофайлов SDMI. RIAA и SDMI, осознав, что зашли слишком далеко, вовремя испугались и принялись уверять Фелтена, общественность и окружной суд, что ни секунды не думали о судебном преследовании ученого. Это возымело действие: 28 ноября окружной суд Нью-Джерси отказался выносить запрошенное деклараторное решение, поскольку счел, что, коль скоро никто не стоит над Фелтеном с дубиной DMCA и никакие иски ему не угрожают (и к тому же он успел представить результаты работы своей группы на конференции Usenix), для любых решений отсутствует повод. Само по себе это не очень ужасно, поскольку все же создает какой-никакой прецедент, однако внятного формального подтверждения права ученого публиковать результаты своих исследований EFF и Фелтен так и не получили.
Дело о DeCSS и иск Фелтена были двумя козырными картами EFF: в обоих случаях правозащитники надеялись стимулировать суд к рассмотрению вопроса о конституционности Digital Millennium Copyright Act как такового, и в обоих случаях проиграли. Последним подопечным EFF остается Дмитрий Скляров (EFF не работает над его делом непосредственно, и адвокаты фонда не будут защищать Склярова в суде, однако они занимаются информационной поддержкой и консультированием). Дело Склярова должно стать образцово-показательным выступлением на тему порочности DMCA как такового. В ходе разбирательства в качестве основного базового аргумента защиты планируется использовать Первую поправку к Конституции США. Кроме того, положение автора Advanced eBook Processor с точки зрения академической ценности его продукта несколько более уязвимая позиция: в отличие от DeCSS и результатов работы группы Фелтена, AEBPR - коммерческий продукт. Очередное слушание по делу Склярова назначено на 15 апреля 2002 года, вердикт ожидается не раньше июля. Вы уже знаете, каков он будет, не правда ли?
Статьи по теме
Неудачный день EFF
Апелляционный суд постановил, что Первая поправка лишь в очень небольшой степени применима к программному коду, поскольку программный код не является словом в чистом виде, а кроме того, распространение данного конкретного программного кода связано к тому же со значительными убытками киноиндустрии; короче говоря, DeCSS не защищается Первой поправкой.