статья 700 Кб стресса в день

Анастасия Грызунова, 31.12.2000

Конечно, это можно было предположить заранее: попытки минимально классифицировать имеющиеся материалы по информационной перегрузке основным своим результатом имели не стройную классификацию, достойную опубликования, а лишь все симптомы информационной перегрузки.

В оправдание себе, однако, могу заметить, что имеющиеся материалы фактически не поддаются классификации по причине собственной однородности. Разговорам о синдроме информационной перегрузки (или страха информации) столько же лет, сколько средствам массовой информации во всем их многообразии. Не удалось найти ни одного документа, который бы свидетельствовал о том, что информационная перегрузка - плод чьего-нибудь больного воображения. Насколько проще обстоит дело с сетевой зависимостью, скажем: к чести человеческого рассудка, на десяток леденящих душу историй о том, как человек чуть не развоплощался, уходя в Сеть навсегда и без остатка, находится хотя бы одна, в которой автор замечает, что сетевая аддиктивность опасна в той же степени, в какой опасно чрезмерное пристрастие к чтению. Информационную передозу же приходится считать объективной реальностью.

Современный человек вынужден перерабатывать невообразимое количество информации. Специалисты из Беркли в ходе проекта "How Much Information?" подсчитали, что вся информация, производимая в мире ежегодно, потребовала бы хранилища объемом полтора миллиарда гигабайтов, что эквивалентно 250 Мб информации на каждого представителя человечества (независимо от возраста). Для тех, кто не любит арифметику: это означает, что мир извергает на каждое человеческое существо почти 700 Кб информации ежедневно. Подсчеты эти, конечно, весьма приблизительны (как любые статистические подсчеты): с одной стороны, в ходе их бралась в расчет не только текстовая информация, но также изображения и звук, с другой - объемы потребления информации распределяются между людьми неравномерно, как минимум в зависимости от рода профессиональной деятельности. Собственно, тезис про 250 Мб на человека в год, процитированный всеми СМИ после публикации результатов "How Much Information?", ценен в основном постольку, поскольку эффектен.

Вряд ли существуют внятные нормативы, определяющие, какое количество информации человек способен переработать безболезненно - это определяется индивидуально. Отчетливого позитива, таким образом, не существует. Зато существует отчетливый негатив: то количество информации, с которым приходится иметь дело людям, для которых информация - ключевой аспект профессиональной деятельности, безусловно чрезмерно. В условиях постоянного увеличения темпов жизни вообще и темпов работы в частности и связанного с этим давления на психику человеку оказывается все сложнее фильтровать постоянно растущий поток данных. Эта ситуация неизбежно приводит к росту стрессов и депрессий. Поскольку общее нервное и физическое истощение сотрудников в итоге отражается на производстве, проблема информационной перегрузки не в последнюю очередь является проблемой корпораций (что не означает, что она будет быстро решена, но гарантирует хотя бы поиски решения).

Среди симптомов, характерных для стрессов, связанных с информационной перегрузкой, - рост сердечно-сосудистых заболеваний, ухудшение зрения, постоянная фрустрация и потеря ориентации, недоброжелательность по отношению к окружающим (до агрессивности в крайних случаях). По данным Международной организации труда на октябрь 2000 года, в США, Великобритании, Польше, Германии и Финляндии депрессии и стрессы в немалом количестве случаев являются причиной преждевременного ухода на пенсию или временной нетрудоспособности населения. По результатам исследования Reuters Business Briefing истощение, связанное с огромными объемами информации, было характерно для четверти менеджеров компаний в Великобритании, США, Австралии, Гонконге и Сингапуре; около половины опрошенных обнаруживали признаки хронического стресса, хотя они сами и не связывали его напрямую с информационной перегрузкой.

Интернет и новые технологии не то чтобы обостряют, но подчеркивают проблему информационных перегрузок. Для Сети в большей степени, чем для других сред, характерна неструктурированность информационного потока. Соответственно, на пользователя, даже если он имеет четкое представление о том, какая именно информация ему требуется, в ходе поиска ее вываливается огромное количество информации ненужной - и масса энергии уходит на простое распознавание ее ненужности и фильтрацию. С увеличением объемов публикуемой в Сети информации использование поисковых машин становится все менее тривиальной задачей: иезуитские формулировки бывают крайне полезны при составлении запроса, но умение задавать поисковой машине правильные вопросы, к сожалению, обычно не входит в список непременных навыков среднего менеджера.

Поскольку страдающий от информационной передозы не в состоянии контролировать все многообразие производства информации, разумно контролировать ее потребление. Это есть задача потребителя, а не производителя (клиента, а не сервера). У процесса узнавания нового (от последних политических новостей до статистических данных, полученных в рамках проекта "How Much Information?") должна быть достаточно четкая цель. Иначе мы рискуем утонуть.

Анастасия Грызунова, 31.12.2000