статья Всем убитым немедленно перезагрузиться

Анастасия Грызунова, 29.03.2002

Производители компьютерных игр добиваются максимальной жизнеподобности своих весьма брутальных творений. Никакой маньяк, ночь напролет давящий на гашетку, пред видением нарисованной, объемной и достоверно хлюпающей крови не должен забывать о существовании внешнего мира. В списке приоритетов реальная жизнь стоит на пару позиций выше виртуальной. Мы же солидные люди?

А тем временем другие солидные люди - из оборонной промышленности - превращают военные действия в трехмерную анимацию, где торжествует главный принцип функционирования любой компьютерной системы - третий закон Ньютона "F = |-F|". Мы ведь гуманисты - и прагматики к тому же. Мы не считаем военные действия фактором естественного отбора (право, было бы странно) и помним, что восполнять человеческие потери - затратно и чрезмерно долго. Поэтому массовые убийства на поле боя должны стать таким же архаизмом, как какие-нибудь тифозные эпидемии военного времени. Решая эту во всех отношениях достойную задачу, военная промышленность - судя по всему, сама того не подозревая, - вступает в бесконечную игру, где необратимых действий больше не бывает, а на каждый метод нефатального воздействия найдется метод контрвоздействия. Противостояние сторон из схемы "хищник - жертва" (в которой обе стороны хищники, и обе - жертвы) перетекает в схему "сисадмин - хакер", в непрерывную погоню за дырами в системах обеспечения безопасности. В случае сисадминов и хакеров - в системах безопасности компьютерной системы, в случае военных действий - в системах безопасности человеческого существа.

С точки зрения обеспечения безопасности человеческое существо насквозь дыряво. Оно умеет болеть и умирать, и кроме того, у него могут временно или навсегда отказать важнейшие функции, без которых это человеческое существо превращается в более или менее овощ. Совершенно необязательно обезвреживать солдата абсолютно и необратимо - достаточно сделать его нефункциональным на тот период времени, когда его функциональность особенно важна. В конце концов, солдат - человек, временно переродившийся в функцию. С точки зрения военной индустрии, во всяком случае. Гуманность (или прагматизм) не позволяют выводить эту функцию из строя навечно и без всякой возможности починки. Мы же все-таки не звери; кроме того, восполнение потерь занимает слишком много времени. Зачем убивать, лишать конечностей, ослеплять, оглушать, парализовывать, если можно просто временно отключать ту опцию, которая ответственна за выполнение конкретной задачи, диктуемой конкретной ситуацией? Или временно отключить вообще все опции, чтобы программа дала сбой и высветила "голубой экран смерти" - неприятность, устраняемая простой перезагрузкой системы.

Именно такими соображениями, по-видимому, руководствуется Управление несмертельного оружия Пентагона, разрабатывая свое вооружение нового поколения. Несмертельное оружие, действие которого ограничивается лишь временным отключением функций. Короткий список частично рассекреченных изобретений весьма впечатляет. На первый взгляд напоминает повестку дня отдела Оборонной Магии периода расцвета.

Морская пехота заключила контракт с Юго-Западным исследовательским институтом в Сан-Антонио на разработку скользкой слизи, по которой невозможно ходить. Предполагается, что продукт будет готов к 2003 году; его планируется использовать при противостоянии всяческим недружелюбным толпам. На протяжении последних десяти лет Пентагон потратил 40 миллионов долларов на разработку электромагнитного излучателя дальнего действия, вызывающего в человеческом организме болевые ощущения, не причиняя собственно физического вреда. Корпорация American Technology работает над шумовыми орудиями, издающими звук мощностью 140 децибел (уровень, который человеческим ушам вынести невозможно). А сотрудники Monell Chemical Senses Center в Филадельфии создают бомбу-вонючку (по мнению разработчиков, самый отвратительный для человека запах - запах человеческого, извините, дерьма; понятно, чем будет пахнуть бомба-вонючка).

Человеческие органы чувств - самые значимые дыры в системе человеческой безопасности. Нанести человеческому организму физическое повреждение - все равно что разбить монитор или вынуть из системного блока жесткий диск и грохнуть им об пол. То есть это тоже, конечно, методика, но зачем же стулья ломать, если человек настолько несовершенен, что вполне можно обойтись малой кровью (а в данном случае - и вообще без крови). В компьютерную систему можно посадить трояна, отрубать программы, переполняя буфер, DDoS-атакой несколько часов продержать сервер в обмороке. А человеку можно сунуть под нос абсолютно нетоксичную дрянь, от которой его будет выворачивать наизнанку, изобразить вопль "пошел на х.." силой звука в 140 децибел, пульнуть лучом, от которого он станет корчиться, хотя абсолютно здоров и ни одной царапины. И компьютерная система, и человек после такого рода воздействия, конечно, будут некоторое время приходить в себя, однако вскоре восстановятся полностью.

Однако технические проблемы решаются техническими же методами. На каждую дыру в системе безопасности пишется заплата. На случай газовой атаки не одно десятилетие существуют противогазы, так что опыт имеется. По скользкой слизи можно передвигаться, например, в обуви с шипами или в крайнем случае на ходулях. Совершенно необязательно нюхать продукты человеческой жизнедеятельности - нос заткнул, дыши ртом. Тоже неприятно, конечно, но пережить можно. Электромагнитное излучение экранируется. Уши в конце концов тоже можно качественно заткнуть - воздействие сохранится, но несколько сгладится. Существует, правда, опасность многочисленными заплатами сделать человека совершенно нефункциональным - абсолютно защищенная компьютерная система невозможна, потому что в общем случае оказывается полностью или частично нефункциональной. А это не та цель, которой добиваются создатели компьютерных систем. И не та цель, в достижении которой заинтересованы военные ведомства.

Человек - сложное животное, и воздействовать на него можно многообразно. Как и на компьютерную систему. Методы защиты - пока воздействие обратимо, то есть не доходит до полного уничтожения объекта воздействия - тоже множатся (допустим, метода эффективной защиты от DDoS-атаки до сих пор не изобрели, но очевидно, что это вопрос времени - любая техническая проблема поддается техническому же решению). Соответственно, неминуемо окажется, что стороны в военном конфликте непрерывно бегают наперегонки: одна изобретает способ временного отключения солдата от питания, другая немедленно обеспечивает своих солдат методиками противодействия. Одни любители бесконечно ищут дыры в компьютерных системах, задача других - успеть эти дыры залатать (желательно до того как их обнаружит противник). Нескончаемые "казаки-разбойники".

Проблема в том, что существование всех этих хитростей совершенно не исключает применения традиционного оружия. То есть будущее, конечно, наступает, однако сегодняшний апокалипсис никто не отменял.

New weapons stink or hurt, but don't kill - Associated Press, 24.03.2002

Анастасия Грызунова, 29.03.2002