статья Академии могут объединить усилия

Анастасия Грызунова, 31.03.2001

Настик Грызунова: Год назад вы выступили одним из сооснователей Интернет-Академии. Расскажите, пожалуйста, как появился этот проект.

Михаил Вахтеров: В 1998 году я занимался организацией и проведением первого всероссийского Интернет-конкурса "Золотой сайт". Задача устроителя любого масштабного конкурса - в кино, на телевидении или в Интернете - привлечь к проекту как можно больше специалистов, которые бы помогали в проведении конкурса, а также являлись гарантом его правильности. Именно тогда возникла идея интернет-академии, объединяющей ведущих профессионалов интернет-рынка. К сожалению, сразу мне не удалось довести идею до осуществления. Но еще большее сожаление я испытал, когда в результате переговоров с создаваемой Российской академией Интернет(а), узнал о ее неготовности взять под свою эгиду популярные российские интернет-конкурсы. В интересах поддержки этих проектов, а также, возможно, новых форм популяризации Интернета, я обратился в Содружество онлайновых периодических изданий ЕЖЕ с предложением создать Интернет-академию, которая возьмет под свое крыло все накопленное богатство идей и проектов. После бурного обсуждения с профессионалами-рунетчиками было решено юридически оформить создание Интернет-академии. Силами Александра Малюкова, Сергея Можжевелова, Леонида Делицына, Алексея Экслера, а также моими и многих других были подготовлены необходимые организационные документы, выработан устав, и Академия была официально зарегистрирована.

Один из главных вопросов был в том, как как отбирать членов академии. По каким заслугам? Наиболее справедливым решением, по нашему мнению, стало приглашение в Академию победителей сетевых рейтингов POTOP, ЗРИ, конкурсов "Золотой сайт", "Тенета-Ринет", "Золотой УРЛ", "Бизнес-Сайт", фестиваля "ИнтерНить", НетМэны журнала "Мир Internet.

Может, кто-то не согласится с нашими критериями отбора, но мы посчитали, что если человек стал победителем в этих уважаемых конкурсах, то это не просто так, а действительно за определенные заслуги и вклад в развитие Интернета.

Н.Г.: Существует альтернативное мнение: эти "определенные заслуги и вклад" оценивает некоторый слишком уж узкий круг людей. Не говоря о том, что проведение бесконечных рейтингов и конкурсов лично мне не кажется очень плодотворной тратой энергии. Прокомментируйте, пожалуйста.

М.В.: "Узкий круг людей", "круг людей", "узкий круг профессионалов" - разные понятия. Важно другое - есть ли доверие к этим оценкам. На чемпионате мира по фигурному катанию оценки ставят всего 9 человек. По поводу энергии - ее затрачивают не участники, а устроители. Наверное, они не разделяют вашего мнения, так как видят интерес участников и спонсоров. Что касается многочисленности конкурсов, то теплятся вера и надежда, что скоро их количество перейдет в качество.

Н.Г.: В декабре 1999 года шла речь о "присуждении призов Академии" - какие призы имелись в виду? Собиралась ли Интернет-академия учреждать какую-то собственную награду, отдельную от уже существующих и взятых под крыло конкурсов, и как вообще обстоит дело с этим проектом?

М.В.: По-моему, в такой награде нет необходимости. Хотя в будущем это возможно, но только когда Интернет-академия встанет на ноги, активизирует свою работу, чтобы организовать в российском Интернете что-то из ряда вон выходящее. Но пока, возможно, это будут только дипломы от Интернет-академии для победителей уже существующих конкурсов, которые она взяла под свою эгиду.

Н.Г.: В качестве одного из направлений деятельности было названо "учреждение грантов и создание специальных фондов для развития национального Интернета". Ведется ли какая-то работа в этом направлении?

М.В.: Не все продекларированное достигается "лобовым решением". Если Академия добьется успехов в популяризации Интернет-ресурсов, то появится больше инвесторов. Таким образом, косвенным путем мы добьемся поставленной цели. Пусть придет в Россию много фондов - богатых и разных.

Н.Г.: Хорошо, логично. А как оценивать эффект работы в таком случае? Должны быть какие-то критерии эффективности работы Академии по привлечению средств в русскую Сеть? Или появление денег при широкой пропаганде подразумевается по умолчанию?

М.В.: Я не разделяю мнения, что привлечение денег зарубежных инвесторов полезно для русской Сети. Что касается привлечения российских денег для создания российских сайтов, то конкурсы Академий подстегивают самосознание многих участников, побуждая вкладывать в создание новых и совершенствование существующих сайтов такие неизмеряемые капиталы, как научный потенциал, интеллект. А ведь многие из сайтов могут стать рекламными площадками, привлекающими непосредственно деньги.

Н.Г.: А что сделала Интернет-академия в области защиты авторских прав в Сети?

М.В.: До настоящего времени мы не можем гордиться конкретными результатами в этом направлении. Я думаю, что из двух задач - популяризация авторов и защита авторских прав - пока мы преуспели в первой.

Н.Г.: Есть мнение, что Интернет-академия учреждалась не как самостоятельная и объективно обусловленная структура, а как несколько запоздалая реакция на открытие Российской академии Интернет(а). Что вы думаете об этом?

М.В.: Не вопрос, а прелесть! Всплеск эмоций на этой волне порой напоминал военные баталии, которые сейчас вспоминаются с улыбкой. До сих пор я считал, что мы первые открыли интернет-академию. Но я не против, если наоборот. Тем не менее, у академий разные структуры и это очень хорошо. В конкуренции рождаются достижения - маленькие и большие. На мой взгляд, мы многое упускаем, когда идем параллельным курсом. Можно было бы делать некоторые проекты совместно, объединить усилия по проведению интернет-конкурсов, общим PR-акциям. Уверен, что в этом заинтересована и Российская академия Интернет(а).

Н.Г.: А есть признаки такой заинтересованности?

М.В.: Признаков нет, но нет и преград. Ведь есть же академики двух академий.

Н.Г.: И Российская академия Интернет(а), и Интернет-академия главной задачей считают пропаганду Интернета в России. Как по-вашему, насколько эффективна пропаганда Сети в нашей стране, где даже телефонизация отнюдь не во всех регионах - массовое явление?

М.В.: На этот вопрос мне помог ответить наш академик - Дмитрий Осипкин.

Дмитрий Осипкин: Самая распространенная ошибка - связывать развитие Интернета с телефонизацией. Безусловно, сегодня наличие развитой телефонной сети общего пользования (ТФоП) - наиболее дешевый метод подключения к Интернету для индивидуального пользователя (dial-up), но уже сейчас этот метод себя не оправдывает из-за ограничений по скорости передачи данных, по качеству коммутируемого (и, соответственно, раскоммутируемого) соединения и по стоимости для конечного пользователя. Судите сами, допустим, Service Pack 1 для Windows 2000 "весит" около 80 мегабайт. При максимальной скорости передачи данных 33,6 Кбит/сек время загрузки составляет около шести часов; при стоимости одного часа от 10 до 20 рублей (в разных регионах страны по-разному) получаем стоимость от 60 до 120 рублей. Пиратский диск с "Горбушки" с тем же обновлением стоит дешевле, и времени на его покупку нужно намного меньше. Конечно, можно говорить об электронной почте, о новостях и прочем, но полный спектр услуг Интернета по телефонной линии недоступен.

Таким образом, назрела необходимость в новых видах предоставления услуг массовому потребителю. И эти услуги появляются. Сначала высокоскоростные линии к конечному пользователю, с использованием структуры телефонной сети общего пользования (ISDN, различные вариации DSL и надтональных систем передачи данных), а затем и вовсе самостоятельные (без использования структуры ТФоП) на основе беспроводных технологий (RadioEthernet, LMDS, MMDS, MVDS) и на основе оптических линий (ATM, Fast Ethernet, Gigabit Ethernet).

И к чему мы приходим в итоге? К тому, что необходимость в телефонной сети общего пользования отпадает. Более того, Интернет сам становится структурой, необходимой для дальнейшего развития телефонии. Уже сейчас известны целые районы в городах, где нет телефонной сети (в классическом понимании этого слова), но есть высокоскоростной Интернет и, соответственно, IP-телефония.

Еще одно "за" насчет пропаганды Интернета как среды передачи информации (в том числе и голосовой) - это его дешевизна. Сеть позволяет при гораздо более низких, по сравнению с традиционной телефонией, затратах обеспечить более высокий уровень услуг, в том числе и по передаче голоса. К примеру, стоимость АТС на 1000 номеров (это средний вынос районного масштаба) вместе с кабельной инфраструктурой около 120-150 тысяч долларов. Стоимость решения на основе IP для того же количества клиентов на 25 % дешевле, а набор услуг и их качество несоизмеримо выше.

Сегодня основное препятствие для развития российского Интернета - низкий уровень компьютерной грамотности населения. Особо не вдаваясь в причины, можно сказать лишь одно - этот уровень растет прямо на глазах. В крупных городах количество пользователей Интернета достигает 10 % от численности населения, при увеличении за последний год от 30 % до 70 % (в разных регионах страны).

Н.Г.: Крупные города - имеются в виду Москва и Питер? Откуда вообще эти цифры?

Д.О.: Питер и Москву я не брал, там совершенно другие данные по развитию и по численности, что, впрочем, свойственно мегаполисам, они практически по всем показателям выбиваются из любой статистики. Крупные города в моем понимании - с численностью от 500 тысяч и выше, в частности, областные центры. У меня есть статистика (к сожалению, в конкретных цифрах не могу, agreement не позволяет) по Новосибирску, Омску, Екатеринбургу, Челябинску, Ростову-на-Дону, а также по некоторым другим регионам. Что касается процентного роста за прошлый год, то лидирует, как ни странно, Нефтеюганск, там более чем стопроцентный прирост пользователей. Если, конечно, не брать в расчет города, где Интернет только появился: там прирост будет исчисляться тысячами процентов.

А это означает, что люди заинтересованы в новых, более прогрессивных способах получения информации, в новых формах работы и общения. И именно в этом плане роль Академии исключительна. Мы своей деятельностью должны не просто "популяризировать Интернет", а создавать условия для насыщения Сети актуальной и регулярно обновляемой информацией, возникновения новых услуг, форм общения и работы. В конечном счете цель Академии - пропаганда Интернета как среды, значительно упрощающей и удешевляющей передачу информации между отдельными ее участниками, будь то частные лица, компании или государственные структуры. И, кто знает, может быть, в недалеком будущем мы уже не будем пользоваться отдельно телефоном, факсом и "выходить в Интернет" по модему, а перейдем к использованию единой сети, Сети. И мы будем стараться внести в этот переход свой посильный вклад. А уж об эффективности этого вклада судить не нам.

Н.Г.: Интернет-академия брала на себя задачу "проведения семинаров, конференций, фестивалей, мастер-классов, конкурсов и иных мероприятий". Проводилось ли в прошедшем году что-либо из этого списка?

М.В.: За прошедший год в моей памяти - упомянутые в первом ответе конкурсы, а также конференция "Pro@Contra" (Медиа технология / Искусство / Медиа сознание), главной целью которой была интеграция российского научного, теоретического, художественного и институционального опыта в европейское сообщество через Интернет, семинар "Рынок финансовых Интернет-услуг", конференция "Интернет-услуги для политики, экономики, бизнеса и финансов", которая проходила в Сочи в октябре прошлого года, и Зимний форум "Как стать частью электронного рынка", февраль 2001 года (www.2000.ru). Не все замыслы еще реализованы, но я уверен, что многие из них удастся осуществить с новыми академиками, принятыми в 2001 году. На этот год запланирован также ряд конференций, о которых мы сообщим чуть позже.

Н.Г.: А планы?

М.В.: В этом году конкурс "Золотой сайт" будет проводиться в семи федеральных округах России, и в его рамках пройдет новый конкурс, где номинация "Корпоративный сайт" будет носить отраслевой характер. Все подробности будут объявлены в апреле, когда конкурс стартует.

Последний проект, в котором участвовала Академия, это - сетевой конкурс Российский Он-лайн ТОР++ - в его жюри несколько членов Интернет-академии.

Н.Г.: Вот - например. Объясните мне глубинный смысл этого проекта. Зачем он нужен?

М.В.: Проект ежегодный, один из первых в России. Если его результат привлек внимание профессионалов, значит он необходим.

В 2001 году первоочередная задача Академии - активизировать свою работу. К сожалению, у Интернет-академии пока нет "титульного" спонсора, который помогал бы решать сформулированные Академией задачи. Академики выдвигают интересные предложения. Витает очень много интересных идей, причем многие из них уже четко определены и готовы к реализации. Это и ряд конференций, презентаций, и создание "банка молодых талантов", и многое другое. Отсутствием идей мы не страдаем. Привлечение финансовых средств сможет оживить работу и реализовать часть из наиболее интересных идей.

Анастасия Грызунова, 31.03.2001