Куда деваются директоры и деньги
После совещания совета директоров Internet Corporation of Assigned Names and Numbers, проходившем в Аккре (Гана) с 10 по 14 марта, стало окончательно ясно, что дикий проект реорганизации ICANN, выдвинутый в конце февраля президентом корпорации Стюартом Линном, - это не безумный бред больного разума и, к сожалению, даже не блеф, как надеялись наблюдатели. Выслушав отчет Комитета по изучению независимого членства в ICANN, совет директоров большинством голосов решил, что система глобальных выборов отнюдь не совершенна (что, вообще говоря, неудивительно - выборы проводились лишь единожды в 2000 году).
Если продраться сквозь густые джунгли официальных формулировок, можно обнаружить суть. Она такова: с одной стороны, идея выборов себя не оправдала, с другой - ICANN нуждается в дополнительном финансировании и реорганизации (потому что сама корпорация в существующем виде себя не оправдывает тоже). Таким образом, независимых директоров из совета требуется убрать (тем более, что независимые имеют свойство чрезмерно критиковать политику корпорации), а вместо них посадить представителей властных структур, присутствие которых, по-видимому, как раз и должно решить проблему недостатка средств.
Больше всего этот рывок к перестройке озадачил членов Конгресса США, которые теперь планируют слушания по политике ICANN. И кроме того, через четыре дня после совещания в Гане ICANN получила судебный иск.
В суд подал один из независимых членов совета директоров, североамериканский представитель Карл Ауэрбах, давний и весьма последовательный критик политики ICANN. На его стороне выступили также юристы из Electronic Frontier Foundation. Поводом для иска стал тот факт, что за год работы Ауэрбаху так и не удалось добиться от совета директоров финансовой отчетности ICANN, несмотря на многократные и упорные попытки эти документы увидеть.
Ауэрбах как один из директоров ICANN резонно считает ответственным за деятельность корпорации и себя. Неудивительно, что он предпочел бы быть в курсе того, каким образом распределяются средства, которыми располагает корпорация (требование, находящееся в полном соответствии с законодательством штата Калифорния). В конце концов президент ICANN, прямо отказываясь от участия общественности в работе ICANN (и таким образом нарушая, между прочим, первоначальные условия, на которых корпорация создавалась), в качестве одной из причин необходимости реорганизации приводит недостаток денег.
Куда же, спрашивается, подевались деньги? Почему, к примеру (спрашивает Ауэрбах интервьюера из Salon Magazine), для оценки эффективности введения семи новых доменных зон потребовалось два с лишним миллиона долларов (47 заявителей, по 50 тысяч долларов с носа)? Почему стоимость организации ежеквартальных совещаний совета директоров - великая тайна, недоступная членам совета директоров? И так далее.
Скажут, что я по-прежнему занимаюсь живописанием сцен из марсианской жизни. Но вы будете смеяться - весь этот корпоративный бедлам имеет к нам прямое отношение.
Доменная зона .RU администрируется РосНИИРОС (формально его производной RU-CENTER, но мы понимаем, что по сути это одно и то же). РосНИИРОС является аккредитованным в ICANN администратором ccTLD. И это обстоятельство - единственное, что отделяет зону .RU от малоприятного будущего, когда Минсвязи осуществит свою заветную мечту и займется регистрацией доменов и регулированием доменного пространства самостоятельно. И у российского интернет-сообщества пока остается один действующий аргумент: речь идет не о внутреннем российском ресурсе, а об участке глобального адресного пространства, выделенного России в пользование.
Каким бы чудовищным до недавнего времени ни был сервис РосНИИРОС, при необходимости выбора между ним и Минсвязи я бы, к примеру, все же предпочла РосНИИРОС. Не в последнюю очередь благодаря его статусу аккредитованного в ICANN администратора зоны. Но как-то нелепо принимать во внимание решения организации, которая так очевидно демонстрирует полную свою незаинтересованность в эффективном решении вопросов доменной адресации и одновременно - глубокую заинтересованность в увеличении финансирования.
То, что происходит в ICANN сейчас, работает против нее. Поскольку, скажем прямо, как-то не вызывает к ней доверия. ICANN задумывалась как орган, регулирующий технические аспекты интернет-адресации. Мало того что с момента образования корпорация сильно расширила круг своих полномочий, обросла толстенным слоем жира и потеряла способность двигаться (о гибкости уже не говорю). Теперь она пытается с потрохами сдать доменное пространство чиновникам (неважно, какой национальности и из правительства какой страны) - исключительно ради увеличения своего бюджета в десять раз.
Все это, естественно, сводит вероятность конструктивного решения технических вопросов к нулю, поскольку совету директоров, о котором мечтает Линн, будет уже не до технических вопросов. Не исключено, что в этой ситуации администраторам доменных зон просто потребуется новая организация, выполняющая те функции, о которых ICANN благополучно забыла, увлекшись проблемами финансового обеспечения ежеквартальных путешествий членов совета директоров по всему миру.