статья Новая линия Стюарта Линна

Анастасия Грызунова, 26.02.2002
Стюарт Линн. Фото с сайта www.nic.ad.jp

Стюарт Линн. Фото с сайта www.nic.ad.jp

Теория государственного переворота включает в себя ряд соображений тактического характера. Вот одно из них: перевороты лучше всего удаются в выходные и праздничные дни. Граждане заняты личной жизнью, по радио транслируют программы, посвященные русскому романсу, в телевизоре какой-то урод притворяется, что это у него песни такие. И в этой обстановочке президент ICANN решил устроить революцию.

На всякий случай начнем с азов. Internet Corporation for Assigned Names and Numbers - частная структура, которая, как недвусмысленно следует из ее названия, занимается системой доменной адресации, системой IP-адресации, а также параметрами протоколов и портов. В 1998 году была образована как орган сугубо технической координации всего вышеперечисленного. За прошедшие почти четыре года, однако, стало очевидно, что, с одной стороны, вряд ли удастся нейтрализовать неудержимое стремление ICANN к некому политическому контролю над Интернетом, а с другой стороны, некоторые сугубо технические вопросы (такие, например, как введение новых доменных зон) неминуемо приобретают политический характер (что легко достигается путем добавления в повестку дня, посвященную техническим проблемам, длинного списка претензий крупных корпораций). Таким образом, ICANN сохранила за собой технический контроль над системой сетевой адресации, однако фактически получила некоторые полномочия, которые к технической стороне дела имеют отношение вполне условное.

ICANN управляется советом директоров; в совет директоров входят восемнадцать человек плюс президент корпорации (на данном этапе это Стюарт Линн). Восемнадцать членов совета директоров делятся на пять совершенно независимых (которые были избраны в рамках программы At-Large Membership осенью 2000 года, четырех условно независимых, представляющих организации, входящие в состав ICANN, и еще девять представителей трех вспомогательных структур: DNSO, ASO и PSO. Для того чтобы ввести в совет директоров независимых участников, избранных пользовательским сообществом, а не назначенных в кулуарах, ICANN понадобилось два года; решение об открытии программы At-Large Membership было принято в марте 1998 года на совещании совета директоров в Каире, осенью прошли выборы, а потом ICANN углубилась в изучение вопроса, насколько эффективна была программа и как ее развивать дальше. Окончательные результаты не опубликованы до сих пор.

Из пяти независимых членов совета следует выделить две ключевые фигуры: кандидат от североамериканского континента Карл Ауэрбах, давний оппонент ICANN, и европейский представитель Энди Мюллер-Магун, член Chaos Computer Club. Но два голоса - или даже все пять независимых голосов - в совете директоров из 19 человек решают, как легко понять, немногое. Поэтому происходят там по-прежнему крайне таинственные вещи.

Последняя новость наблюдателей огорошила. 24 февраля (в воскресенье, по правилам организации переворотов) Стюарт Линн в рамках подготовки к запланированному очередному совещанию совета директоров (который будет проходить почему-то в Гане; вообще география этих совещаний - отдельный повод для недоумения), опубликовал некий документ, озаглавленный "Отчет президента: ICANN подлежит реформированию". В нем мистер Линн открыто признает, что в сегодняшнем виде ICANN неэффективна, и предлагает реформу, от которой волосы становятся дыбом.

Идея Линна незамысловата: по его мнению, в последнее время ICANN игнорировали ключевые участники процесса координации сетевой адресации, ICANN слишком много внимания уделяла "процессу", слишком мало - своим "ключевым задачам", и притом отчаянно нуждалась в расширении штата и увеличении финансирования. Дружба с большинством регистраторов географических доменных зон ICANN не удается, поскольку, как утверждает Линн, обеспечение процесса координирования ccTLDs требует дополнительного финансирования. Эффективной мерой преодоления кризиса Линн считает тотальную реструктуризацию ICANN. Вместо совета директоров из 19 человек он предлагает сформировать попечительский совет в следующем составе:

исполнительный директор - одна штука,
председатели советов по политике - три штуки,
председатель технического экспертного комитета - одна штука,
члены совета, выдвинутые специальным номинационным комитетом и утвержденные попечительским советом, - пять штук,
члены совета, выдвинутые национальными правительствами и утвержденные попечительским советом, - пять штук.

Итого пятнадцать. Как легко заметить, основная перемена в управляющем органе ICANN сводится к замене пяти экспертов, избранных пользовательским сообществом и представляющих его интересы, на пятерых представителей национальных правительств (каких именно государств - неясно). По мнению Линна, реализация этой блестящей идеи позволит ICANN получить дополнительное финансирование (от национальных правительств то есть) и обеспечить активное участие ключевых игроков в процессе и дополнительную поддержку. Линн считает, что в неудачах последних трех лет виновата концентрация ICANN на частном секторе и недостаточность сотрудничества с правительственными структурами. Проект реформы должен исправить это упущение. Все это, разумеется, на фоне уверений в том, что процесс работы ICANN останется "открытым" и "прозрачным".

Грани.Ру попросили прокомментировать эти в высшей степени загадочные обстоятельства адъюнкт-профессора факультета информатики Сиракузского университета, члена DNSO Names Council Милтона Мюллера.

"Проект Линна - признание того факта, что ICANN в существующем виде провалилась, - говорит Мюллер. - Но что именно провалилось и почему? Представление Стюарта Линна о "реформе" отвергает все аспекты ICANN, новаторские и уникальные для интернет-сообщества: частный сектор как основа, независимое членство как представительство глобального интернет-сообщества, базирование на достижении согласия по принципу "снизу вверх" и т.д. Это настоящая трагедия, поскольку риторическая приверженность принципам самоуправления, пусть и часто опровергаемая самой ICANN, была ее единственным достоинством. С 1999 года я предсказывал, что на ICANN будут давить с тем, чтобы она превратилась в межправительственную организацию. Не то, чтобы я хотел, чтобы это случилось, но я это предполагал. Удивительно же, что правление ICANN само бесстыдно продается правительствам; я скорее думал, что правительства заставят ICANN предоставить государствам больше полномочий".

Положение оказывается тем более странным, если учесть, что союз ICANN и американского правительства заключался на условиях поддержки и развития ключевых особенностей сетевого самоуправления. В документе Министерства торговли США, в результате которого в 1998 году была образована ICANN, говорится: в обязанности образованного вначале временного совета корпорации входит "создание системы для избрания совета директоров, гарантирующей, что состав совета будет отражать географическое и функциональное разнообразие Интернета... Выдвижение кандидатов в совет директоров должно, насколько это возможно, отвечать традициям "восходящей" системы регулирования Интернета. Совет должен избираться всем составом корпорации или членами других ассоциаций, открытых для всех, или же посредством других механизмов, гарантирующих широкое представительство и участие в процессе выборов". Надо признать, это достаточно расплывчатая формулировка, допускающая свободные трактовки, однако же "восходящая система регулирования Интернета" и "гарантирование широкого представительства и участия в процессе выборов" не оставляют сомнений в том, что национальные правительства не имелись в виду.

Провал попыток заключить союз со всеми администраторами географических доменных зон объясняется просто: совет директоров ICANN, с одной стороны, требовала за аккредитацию весьма немалые суммы, а с другой - всегда последовательно лишала этих регистраторов права голоса при обсуждении сколь-нибудь значимых вопросов. Стоны Линна по поводу недостаточного финансирования ICANN надо бы проигнорировать за очевидной смехотворностью. Достаточно того обстоятельства, что ICANN не имеет средств для обеспечения процесса нормального демократического управления, однако на организацию ежеквартальных совещаний совета директоров каждый раз в разных странах (и чем дальше, тем более экзотичных) средства у нее находятся.

"Этот план реформы, похоже, мотивирован единственно желанием правления ICANN упростить себе жизнь и учетверить бюджет, - объясняет Мюллер. - Краеугольный камень этого плана - фаустов договор с национальными правительствами. Вместо того чтобы ЗАСЛУЖИТЬ поддержку регистраторов географических доменных зон, пользователей Интернета и других заинтересованных сторон, они хотят оседлать налоги. Не думаю, что глобальное пользовательское сообщество с этим согласится. И (хотя я могу и ошибаться), признаков наличия поддержки со стороны правительства США также нет. Может оказаться, что ICANN (в очередной раз) показала Штатам нос и рассчитывает, что договоры с Европейской комиссией и несколькими западно-ориентированными азиатскими государствами обеспечат ей большую независимость от США. Если это входит в игру, это, конечно, крайне опасная игра. И здесь есть некое базовое противоречие: если управление Интернетом будет происходить посредством введения межправительственного режима, то с чего бы начинать с уже существующей ICANN? Почему не с нуля? Линн и крошечная кодла из "Jones Day"(*) могут в итоге подорваться на собственной мине".

ICANN CEO Proposes Radical Changes - Slashdot, 25.02.2002
Leader of Internet body recommends major restructuring - Associated Press, 25.02.2002
Pesky Response to Stuart Lynn Proposal - ICANNWatch, 24.02.2002
Lynn to At-Large and Non-Commercial Interests in ICANN: Drop Dead - ICANNWatch, 24.02.2002
ICANN President Proposes Sweeping Governance Changes - Newsbytes, 24.02.2002


(*)Jones Day Reavis and Pogue - юридическая компания, обслуживающая ICANN (в основном по той причине, что один из ее соучредителей Джо Симс в свое время приятельствовал с главой IANA Джоном Постелом, который, собственно, и занимался первоначальной разработкой плана создания ICANN.

Анастасия Грызунова, 26.02.2002