Коммунисты и "яблочники" подрались с милицией
Утром в среду у здания Государственной Думы на Охотном ряду прошел митинг сторонников КПРФ и "Яблока", закончившийся столкновениями с милицией, передает парламентский корреспондент Граней.Ру. В акции принимало участие около 200 человек. Митингующие протестовали против принятия президентского законопроекта о референдуме. Законопроект должен рассматриваться в первом чтении в четверг.
Участники митинга держали в руках лозунги "Нет - позору властей!", "Свободу демократии!", "Власть - советам!", "Нет - полицейскому государству!". Пришедшие на митинг пенсионеры стояли с плакатами "Путин! Отбери у олигархов миллиарды, а ветеранам льготы оставь" и "Путин и Лужков - хуже Наполеона и Гитлера: те не смогли одолеть нас, эти в угоду США одними реформами четвертуют Россию. Долой оккупантов!". Митингующие выкрикивали: "Фашизм не пройдет", "Вся власть Советам!" и другие речевки.
Организаторы акции в соответствии с Конституцией уведомили власти о своем намерении провести митинг, однако санкции на это не получили. Милиция огородила территорию перед Госдумой, поэтому акция прошла на углу Тверской улицы и Охотного ряда. Когда собравшиеся попытались проникнуть за ограждение, милиция задержала четырех участников митинга - Ивана Мельникова (представитель КПРФ), Александра Куваева (первый секретарь Московского горкома КПРФ), Илью Яшина ("Молодежное ЯБЛОКО") и Сергея Удальцова (лидер "Авангарда Красной Молодежи" - молодежной организации "Трудовой России" Анпилова).
Завязалась драка. Митингующие отбили троих задержанных, но Удальцова милиционеры увели в здание Госдумы, где он сейчас и находится. Ему грозит обвинение в нападении на сотрудника правоохранительных органов.
Президентский законопроект существенно меняет правила проведения референдума. Вместо одной инициативной группы надо будет создавать как минимум 45 групп в разных регионах по 100 человек каждая.
Лишь после регистрации подгрупп более чем в половине субъектов федерации инициаторы референдума вправе обратиться в Центризбирком с заявлением о регистрации инициативной группы. Причем это должно произойти не позднее чeм через два месяца после регистрации первой региональной подгруппы.
В законопроекте оговаривается перечень документов, которые должны быть представлены на каждом этапе регистрации. Кроме того, срок сбора 2 млн. подписей в поддержку инициативы референдума сокращается с трех до двух месяцев.
Комментарий
Мордобой у стен центра отечественного парламентаризма указывает на то, что часть россиян еще сохранила веру в референдум как инструмент демократии. Хотя один лишь пример Чечни мог бы уже развеять иллюзии - этот инструмент в руках власти стал заурядной отмычкой.
Но потасовка возле Думы состоялась не зря. Она хоть как-то обозначила присутствие в стране иных политических сил помимо "Единой России". Кто-то еще способен энергично реагировать на драконовское законотворчество Кремля. После того как Дума обрела одно общее выражение лица, страсти вокруг законопроектов из дремотного зала заседаний естественным образом перекинулись на улицу. Скорее всего именно здесь, под окнами Госдумы, и будут в ближайшие месяцы проявлять себя общественные силы, вытесненные из нижней палаты или задавленные в ее стенах административно накачанной "Единой Россией".
А путинский законопроект о референдуме, конечно, демократичным не назовешь. Но удивляться не стоит: он вполне в русле обозначенной президентом политики. Все логично. Путин медленно, но верно строит страну. Но в специфическом смысле этого слова - не созидает или там благоустраивает, а выравнивает, придает гражданской вольнице военную выправку, учит равняться на грудь четвертого человека, которым, как ни становись, оказывается он сам.
За время своего правления второй президент России не провел ни одного закона, дающего политические послабления, упраздняющего запреты, увеличивающего степень свободы людей, передающего хотя бы крупицу власти от чиновников простым гражданам. Так что же удивляться новому закону о плебисците. Только назвали бы его честно: "О непроведении референдума в Российской Федерации". Глядишь, и без драки в Охотном ряду обошлось бы.
Дословно
Борис Грызлов
Мы понимаем, что ряд политических партий и инициативных групп предлагали процедуру проведения референдума, исходя из необходимости пиара, и не доводили ситуацию до референдума. А только провозглашали идею и начинали будоражить ситуацию в стране. Это недопустимо. Если мы говорим о референдуме, то это должны быть вопросы, которые поддерживают граждане страны и по-другому не решаются.
Первый телеканал, 1.06.2004 г.