Самый большой в России колокол не проходит в ворота Троице-Сергиевой Лавры
Самый большой в России действующий колокол не прошел в ворота Троице-Сергиевой Лавры, куда его доставили из Санкт-Петербурга, сообщает телеканал "Россия". Чтобы провезти 72-тонный гигант на территорию Лавры, пришлось разобрать Успенские ворота. В монастырь колокол въедет на специально изготовленных санях. На вопрос, зачем же нужно было делать колокол таким большим, что он не проходит в ворота, один из создателей бронзового чуда пояснил, что перед ним стояла задача: отлить колокол, самый большой во всем православном мире.
Царь-колокол был отлит на петербургском Балтийском заводе. Как отмечают специалисты, колокол обладает редким голосом - его будет слышно на десятки километров вокруг. На его поверхности отображена история Лавры, шестнадцать фигур преподобных, имена которых тесно связаны с историей Лавры, а в центральной части - четыре наместника, патриархи Алексий I, Алексий II, Пимен и священноархимандрит Лавры Платон. На колоколе изображены и основные лаврские иконы. Скульпторами был разработан сложный орнамент, и он также нанесен на колокол. Толщина рельефных изображений - до четырех сантиметров, то есть они сами по себе уже почти скульптура. Так что "Царь" - не только произведение колокололитейного искусства, но и своего рода документ, где запечатлены основные вехи развития Лавры.
Внизу колокола расположен текст, к котором указывается, что колокол отлит при президенте РФ Владимире Путине и Святейшем патриархе Алексии II, а также перечисляются благотворители, внесшие наибольший вклад в отливку этого колокола. По давней традиции указаны и те, кто принимал участие в технической организации, - скульпторы, литейщики.
В России таких "царей" не отливали уже более ста лет. Вес самого главного лаврского колокола - семьдесят две тонны, высота - 4,55 метра, диаметр - 4,42 метра. Он станет первым гигантским "звонящим" колоколом за всю историю России.
Маршрут путешествия колокола из Санкт-Петербурга в Москву готовили четыре месяца. По дороге, насколько это возможно, избегали трамвайных путей, мостов, ям, выбоин. Как пишет "Российская газета", на подступах к самой Лавре очередной мост не "хотел" пропускать новоиспеченного жителя - оказался низковатым. Трейлер перегнали на противоположную сторону дороги, машине спустили колеса и только тогда колокол-исполин протиснули под мостом. Колонна машин весь путь двигалась с черепашьей скоростью - 40 километров в час.
При подъезде к городу очередное препятствие - слишком низко нависшие над трассой высоковольтные провода. Снова остановка. Сопровождающие эскорт люди штырями приподнимают и перебрасывают провода. Препятствие преодолено. И вот наконец долгожданный въезд в город и очень крутой подъем. На дороге - гололед, а вес колокола нешуточный, но крутояр благополучно преодолен.
В Лавру прибыли по графику.
Дословно
Петр Чаадаев (1794-1856)
В Москве каждого иностранца водят смотреть большую пушку и большой колокол. Пушку, из которой стрелять нельзя, и колокол, который свалился прежде, чем звонил. Удивительный город, в котором достопримечательности отличаются нелепостью; или, может, этот большой колокол без языка - гиероглиф, выражающий эту огромную немую страну, которую заселяет племя, назвавшее себя славянами, как будто удивляясь, что имеет слово человеческое.
Александр Герцен, "Былое и думы"