статья Последний довод королей

Владимир Абаринов, 05.06.2001
Роковая красавица Девьяни Рана. Фото из архива Reuters

Роковая красавица Девьяни Рана. Фото из архива Reuters

Вступивший в понедельник на непальский престол Гьянендра Бир Бикрам Шах Дев обещал народу без промедления установить истинные обстоятельства неслыханной бойни во дворце Нараянхити. В своем первом обращении к нации он сообщил, что назначил комиссию по расследованию трагического происшествия в составе трех высокопоставленных лиц и дал указание представить ему доклад в течение трех дней, после чего он будет предан гласности. Комиссию возглавил председатель Верховного суда; ее членами стали спикер Палаты представителей и лидер оппозиционной Коммунистической партии Непала (объединенной марксистско-ленинской).

Картина поголовного истребления членов королевского семейства, имеющая в новейшей истории единственный прецедент - убийство царской семьи русскими большевиками, - покрыта кромешным мраком. Принц Гьянендра, объявляя себя регентом, пока его племянник находился в коме, квалифицировал происшествие как "несчастный случай". В абсурдную версию, согласно которой автоматическое оружие расстреляло обедающих за королевским столом без участия человека, на манер чеховского ружья в последнем акте, не верит никто. Однако и домыслы индийской печати непальцам не нравятся, в связи с чем в Катманду индийские газеты подверглись публичному сожжению, а некоторые индийские журналисты стали жертвами насилия. Между тем именно индийская пресса располагает собственными конфиденциальными источниками в правительстве Непала.

Источники эти уверенно подверждают, что расстрел учинил наследный принц Дипендра и что ссора вспыхнула по поводу его желания вступить в брак с Девьяни Рана, 22-летней дочерью бывшего министра иностранных дел Непала. Несмотря на то, что королева Айшварья принадлежала к тому же клану, что и невеста, она якобы противилась намерению наследника. По некоторым сведениям, принц Дипендра был сильно пьян и, когда все его аргументы были исчерпаны, покинул помещение, однако вскоре вернулся с оружием в руках и без лишних слов открыл огонь, а затем удалился в храм и при помощи пистолета совершил самоубийство.

Эта версия весьма сомнительна. Люди, видевшие наследника за несколько часов до трагического инцидента (Дипендра инспектировал спортивные сооружения в канун национальных игр), утверждают, что принц был в прекрасном настроении и шутил с сопровождавшими его чиновниками. Совершенно непонятно, куда глядела дворцовая охрана, услышав стрельбу. Наконец, каким образом принцу, находившемуся в состоянии если не алкогольного опьянения, то аффекта, удалось поразить исключительно своих родственников, хотя вокруг было множество слуг? В довершение всех слухов и измышлений индийская газета Asian Age сообщила, что на спине Дипендры была обнаружена огнестрельная рана.

Установить, так ли это, уже невозможно: в понедельник тело наследника, трое суток числившегося королем, было по индуистскому обычаю кремировано. Решение о прекращении попыток спасти жизнь новопровозглашенному монарху правомочны были принять лишь два человека - регент Гьянендра и его ближайшая из оставшихся в живых родственница - мачеха короля Бирендры, королева-мать Ратна. Пассия принца Девьяни Рана покинула Катманду вскоре после убийства королевской семьи и в настоящее время находится в Дели, но для журналистов недоступна. Жертвами преступления пали восемь человек, однако четверо ранены и находятся в удовлетворительном состоянии. Именно они способны пролить свет на происшедшее.

Если кремация тел короля Бирендры и королевы Айшварьи была совершена на глазах у многотысячной толпы, тело Дипендры было возложено на погребальный костер уже после наступления комендантского часа, объявленного с 16.00. На церемонии было позволено присутствовать лишь официальным лицам и журналистам.

Погребению предшествовала коронация - по признанию очевидцев, организованная в спешке. На выбритую в знак траура голову короля Гьянендры была возложена золотая корона династии Шах с громадным плюмажем. На монархе поверх традиционного одеяния был пиджак в мелкую клетку. Он восседал на золотом троне со спинкой в виде королевской кобры в боевой стойке. Приняв поздравления высших должностных лиц, король отправился во дворец в экипаже, запряженном шестеркой белых лошадей, в сопровождении военного оркестра и кавалерии в алых мундирах. Сложив руки лодочкой, Гьянендра милостиво кивал подданным, скопившимся вдоль всего пути следования кортежа, однако народ безмолвствовал. Одинокий крик "Да здравствует король!" не подхватил никто. Сразу после коронации в городе начались беспорядки. Спустя несколько часов они прекратились.

По обычаям Непала, коронация возможна лишь спустя год после кончины предыдущего монарха. Но у 54-летнего Гьянендры, как видно, лопнуло терпение. Он уже во второй раз вступает на непальский престол. Четырех лет от роду он ненадолго был возведен на престол в 1951 году, когда острый конфликт с кланом Рана заставил законного монарха Трибхувана, деда Гьянендры, искать убежища в Индии. Когда конфликт был исчерпан, дедушка вернулся и попросил внука уступить место старшему.

Король Гьянендра воспитывался вместе с братьями в иезуитском колледже в Дарджилинге (Индия) и учился в Кембриджском университете. Его жена королева Комал - младшая сестра усопшей королевы Айшварьи. У супругов двое детей - принц Парас, ставший теперь наследником престола, и дочь Перана. В молодости Гьянендра играл в хоккей на траве и крикет. До вступления на престол он возглавлял в своей стране фонд охраны дикой природы.

Непальские Монтекки и Капулетти - Грани.Ру, 04.06.2001
Король индуистов и коммунистов - "НГ: Фигуры и лица", 26.11.1999

Владимир Абаринов, 05.06.2001