Корреспондент "АиФ-Прикамье" попал в камеру Кировского РОВД
16 сентября журналиста Олега Голубева вместе с другим сотрудником редакции "АиФ", работающим по совместительству корреспондентом и водителем, задержал наряд Кировского РОВД и доставил в дежурную часть.
Как сообщает сайт Пермского регионального правозащитного центра, Голубев выехал на редакционной машине в Кировский район, чтобы сделать панорамные фотоснимки завода им. Кирова для публикации о сжигании на территории Перми твердотопливных ракет. Поводом для материала послужили обращения жителей Кировского района, обеспокоенных близостью подъездных путей, по которым предполагается транспортировать ракеты, к жилым кварталам.
Около 15.00 автомобиль с сотрудниками "АиФ-Прикамье был задержан и журналисты доставлены в дежурную часть Кировского РОВД. Там корреспондентам заявили, что задержание связано со съемками вблизи предприятия.
По словам Голубева, "сотрудники части вели себя хамски, не давали возможности сообщить в редакцию и вызвать адвоката. Поместив нас в камеру временного содержания, высказывали угрозы нанесения тяжких телесных повреждений, употребляя нецензурную брань. Дежурной частью в тот день руководил майор Александров, который мотивировал отказ на просьбу позвонить, вызвать адвоката так: "Мы не в Америке живем".
Протокола задержания не было составлено. Обыск машины провели без протокола и понятых. Фотоаппарат изъяли при обыске, сославшись на интересы ФСБ. В отношении протокола задержания объяснили, что журналистов не задерживали, а устанавливали личности". При этом Голубев отмечает, что у него и коллеги имелись при себе паспорта и редакционные удостоверения.
Выпустили журналистов в 20.30. Олег Голубев намерен обратиться в прокуратуру с требованием возбудить уголовное дело в отношении сотрудников РОВД.
Комментарий
Попробуем хотя бы примерно посчитать, сколько законов нарушили сотрудники Кировского РОВД. Итак в соответствии с законом "О милиции" , сотрудникам МВД предоставляется право "проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения". Эта же норма содержится и в части 2 ст. 100 Устава патрульно-постовой службы . Таким образом, проверять документы можно не у каждого, кто не нравится, а только у того, кто подозревается в совершении преступления в чем подозревались журналисты сотрудники РОВД объяснить не удосужились.
Далее. Так как согласно части 1 ст. 27 Конституции РФ, каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться и выбирать место пребывания и жительства на территории РФ. Положения Конституции РФ являются непосредственно действующими и имеют прямое действие и высшую силу на всей территории России, поэтому всякие ссылки на местные законы и нормы со стороны сотрудников милиции являются неправомерными.
Кроме того, в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении". Это раз, как говорил Фандорин. Там же написано что "по просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник". Это два. "Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания. Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись". Это три. "Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола. Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыбной ловли, добытой продукции и иных предметов), осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых". Это четыре.
Теперь посмотрим закон РФ "О средствах массовой информации". Закон говорит о том, что журналист имеет право "производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом; посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях". Завод им. Кирова, конечно, еще не место катастрофы, но по мнению жителей, обратившихся в редакцию, вполне может им стать.
В законе РФ "О государственной тайне" говорится, что государственную тайну, действительно, составляют "о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах". Однако, в законе нет ни слова о том, что государственную тайну составляют сведения о местоположении предприятий, которые занимаются утилизацией ядерных отходов, а панорамная съемка - не более чем привязка к местности.
Итого милиционеры Кировского РОВД нарушили аж шесть законов. Не многовато ли?