Потерпевшие: За пожар в якутской школе судят стрелочника
В среду Якутский городской суд рассматривает уголовное дело по факту гибели 22 учащихся при пожаре в школе села Сыдыбыл. Как сообщили РИА "Новости" в Якутском горсуде, выездное заседание проходит в Сыдыбыле в новом здании поселковой школы. Ее построили вместо сгоревшей. Перед судом предстал директор школы Станислав Иванов. Он обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных ч.2 ст.219 УК РФ ("нарушение правил пожарной безопасности") и ч.2 ст.293 УК РФ ("халатность").
Как сообщили в отделе Генеральной прокуратуры РФ в Дальневосточном федеральном округе, государственное обвинение по делу поддерживают гособвинитель прокуратуры Республики Саха (Якутия) и прокурор Вилюйского района республики.
У Станислава Иванова в том пожаре сгорел сын Петя, сообщают "Известия". Родственники погибших детей уверены: за трагедию должен ответить не только директор. На скамье подсудимых они хотят видеть учителей, которые в течнеие 25 минут не могли организовать эвакуацию детей, и чиновников Вилюйского улуса, которые незадолго до пожара закрыли в селе пожарную станцию.
Следствию удалось выяснить точную причину пожара. 7 апреля 2003 года в 9.05 в коридоре двухэтажного деревянного здания школы из-за короткого замыкания загорелся электрический щит. Огонь постепенно - в течение 25 минут - распространился по всей школе. За это время детей можно было спокойно вывести из двухэтажного здания, но организовать грамотную эвакуацию школьников учителя почему-то не смогли. Лишь один учитель смог вывести своих учеников из класса через люк на чердак здания, а оттуда по пожарной лестнице на землю. Другие же учителя, по словам адвокатов пострадавших, спасали прежде всего себя и свои вещи, а не детей. Однако прокуратура отказалась от привлечения педагогов к уголовной ответственности.
"В рамках расследования выяснилось, что учителя не знали, как спасать детей, потому что необходимый инструктаж с ними не проводился, - подчеркнули в прокуратуре республики. - За регулярность противопожарного инструктажа, а также составление схем эвакуации находящихся в здании людей отвечает именно руководитель учебного заведения. Такие нарушения как раз подпадают под статью Уголовного кодекса "Нарушение правил пожарной безопасности".
Сотрудники вилюйской пожарной охраны рассказали следователям, что при проверках школы, построенной в 1927 году, постоянно находили нарушения. Так, в августе 2001 года в здании обнаружили восемь недостатков, а при очередной проверке в ноябре 2002 года нашли еще три несоответствия противопожарным нормам. Эти нарушения так и не были устранены. Учителя дали показания, что постоянно возникали проблемы из-за некачественной проводки и неисправных розеток. Установлено, что в школе не было достаточного количества огнетушителей.
При этом следователи нашли и такие нарушения правил пожарной безопасности, за которые директор школы отвечать не может. Прокуратура Якутии пока не сообщает, будут ли привлечены к ответственности строители и проектировщики, которые, по данным следователей, во время перестройки школы в 1993 году допустили многочисленные ошибки. Так, к одному из запасных выходов здания был пристроен туалет, а электрощит, где и произошло замыкание, перенесли тогда со второго этажа на первый. Кроме того, бревенчатые стены школы так и не были оштукатурены, что должно было защитить их от огня.
Чиновники администрации Вилюйского улуса, которые в 2001 году ликвидировали в Сыдыбыле пожарную станцию, избегут уголовной ответственности. На предварительных слушаниях судья отклонил ходатайство адвокатов Станислава Иванова о привлечении этих лиц к уголовной ответственности.
"Учитывая, что в деле насчитывается 98 потерпевших, процесс будет длиться достаточно долго, - подчеркнула старший помощник прокурора Мария Кулаковская. - На разбирательство уйдет не меньше двух-трех месяцев".
Пожар в средней школе в селе Сыдыбыл Вилюйского района Республики Саха (Якутия) произошел 7 апреля 2003 года. В результате пожара погибли 22 учащихся пятого, шестого, восьмого, десятого и одиннадцатого классов, 39 детей получили ожоги.
Дословно
Представитель администрации поселка Сыдыбыл
Наши родители, когда встречаются, постоянно говорят о том, что Иванова сделали стрелочником. Директор уже год из больниц не выбирается. У него при пожаре погиб 11-летний сын Петя. Вообще же ситуация у нас до сих пор очень сложная. Да, после пожара в дома провели газ, отремонтировали дорогу, построили бетонную школу. Но детей-то не вернешь. И к нам до сих пор приезжают психологи, которые работают с родственниками погибших. Но это мало помогает. Виктор Николаев, у него две дочки погибли, покончил с собой. У людей бывали запои, на улицах некоторые родители погибших не здоровались с родителями выживших. Только неделю назад - в годовщину трагедии - все вроде бы объединились, помянули детей и поняли, что надо как-то жить дальше. Но не знаю, что случится в поселке, когда начнется суд. Ведь там пойдет речь о виновных в гибели наших детей.
"Известия", 14.04.2004