новость Двигатель на Ту-160 заменяли не на заводе, а в дивизии

19.09.2003
Обломки Ту-160. Кадры РТР с сайта www.vesti.ru

Обломки Ту-160. Кадры РТР с сайта www.vesti.ru

Последний полет разбившегося во вторник Ту-160 проводился для "обкатки" одного из четырех двигателей. Двигатель НК-32, выпущенный самарским АО "Мотостроитель" заменили на Ту-160 после того, как 11 сентября была обнаружена стружка в масле, сообщает "Коммерсант". В Казанском авиационном производственном объединении (КАПО) газете рассказали, что разбившийся самолет был выпущен в начале 90-х и не проходил планового техобслуживания на казанском заводе. По данным КАПО, замену двигателя, ставшего, как считают в ВВС, причиной катастрофы, произвели техники дивизии, в которой эксплуатировался бомбардировщик. При этом в КАПО затруднились ответить на вопрос, насколько правомерной и распространенной является подобный ремонт "своими силами".

Разбившийся Ту-160 носил бортовой номер 01. Как пишет газета, это был самый первый бомбардировщик, прибывший в полк дальней авиации Энгельса в 1992 году. Он успел выработать лишь чуть более четверти гарантийного ресурса. Связано это с тем, что в 1992-1998 годах полеты в стратегической авиации вообще не проводились, а потом велись с большими, до нескольких месяцев, перерывами, из-за недостаточного финансирования.

Замена двигателя, по словам специалистов, относится к категории сложного ремонта. Стоимость этой услуги на заводе измеряется в миллионах рублей, возможно, руководители части в условиях недофинансирования решили просто сэкономить, доверив эту операцию своим техникам, пишет газета. Поставить агрегат они вполне могли, но проверить его, как того требуют инструкции, – вряд ли. Таким образом, получается, что из экипажа Ту-160 командование части фактически сделало летчиков-испытателей. Очевидно, командование дивизии дальней авиации и будет отвечать за катастрофу, полагает "Коммерсант".

"В принципе Ту-160 может совершать полет даже на двух двигателях под каждым крылом, но на двух с одной стороны лететь нельзя",– объяснил газете источник в ВВС. На этот раз, по мнению специалистов из Летно-исследовательского института имени Громова (они испытывали Ту-160), нештатная ситуация на борту, скорее всего, развивалась следующим образом. "Возможно, у турбины двигателя оторвалась одна или несколько лопаток,– объяснил заслуженный летчик-испытатель СССР Виктор Александров.– Они вращаются с огромной скоростью, и лопатка могла запросто насквозь пробить двигатель, а также масляный и топливный проводы. От соприкосновения с раскаленной лопаткой пары топлива воспламенились. Вспыхнуло топливо в баке, расположенном тут же в крыле. Это был даже не пожар, а взрыв. Самолет оборудован автоматической системой пожаротушения, но пожар развивался столь стремительно, что она с ним не справилась."

В КБ ОАО "Мотостроитель", где разрабатывался двигатель, рассказали, что в конце 70-х, когда проходили его испытания, часто разрушались створки сопел, но от них двигатель никак загореться не может. По словам сотрудника КБ, чисто теоретически двигатель мог загореться из-за плохого качества охлаждающего покрытия лопаток; сбоя в системе охлаждения и, как следствие, перегрева подшипника, в котором турбина крутится; прогара камеры сгорания из-за плохо калиброванных форсунок впрыска (компьютерную технологию их калибрации делали в самарском политехе в конце 80-х годов), отчего пламя горит несимметрично; течи топлива из трубопровода, который подводит его к форсункам. "Вообще, НК-32 с середины 70-х практически не модифицировали. Обновляли в основном систему управления двигателем",– отметил собеседник газеты.

Погибший экипаж Ту-160 (командир – замкомандира полка по летной подготовке подполковник Юрий Дейнеко, его помощник майор Олег Федосенко, штурман Сергей Сухоруков и второй штурман Григорий Колчин) считался в полку дальней авиации одним из самых опытных. Как пишет газета, налет у летчиков составлял от 1500 до 2000 часов. Правда, не только на Ту-160, а и на других самолетах. А на бомбардировщике в этом году они успели налетать всего около 30 часов, в прошлом – около 50. Эти полеты уже вошли в историю, отмечает "Коммерсант". В мае этого года экипаж подполковника Дейнеко участвовал в учениях, проводившихся над Индийским океаном (тогда крылатыми ракетами были поражены учебные морские цели), а в августе он сопровождал министра обороны Сергея Иванова, полетевшего на командно-штабные учения на Дальний Восток на "Александре Молодчем".

Cегодня исполняется 60 лет базирующейся в Энгельсе 22-й тяжелой бомбардировочной дивизии.

19.09.2003


новость Новости по теме