Правда, подобная лжи
На четвертый день после гибели Ту-154М украинская сторона начала демонстрировать документы, доказывающие ее непричастность к авиакатастрофе. Журналистам показали карту воздушной обстановки на момент стрельб комплексом С-200, траекторию полета крылатых ракет, координаты попадания в учебную цель одной и самоуничтожения другой. Из предъявленных карт и цифр выходило, что ни по времени, ни по месту учения никак не могли пересечься с полетом пассажирского лайнера.
Правда, доверия к аргументам украинcких военных было бы больше, выложи они их если не к вечеру четверга, то хотя бы в пятницу, на следующий день после катастрофы. Если учесть, что такого рода учения тщательно и досконально документируются и в материалах объективного контроля недостатка нет, то уложиться в два дня Министерству обороны сам бог велел. Ведь очевидно же - время работало против украинских военных.
Чем дольше держал паузу Киев, чем противоречивей были разъяснения министра обороны Александра Кузьмука, тем прочнее овладевала умами общественности мысль о том, что тут дело нечисто. А когда, не дожидаясь результатов расследования ЧП, президент России Владимир Путин высказался в поддержку братьев-славян и заговорил о теракте, дело вообще запахло "заказухой". И бдительные, искушенные в полунамеках граждане поняли, насколько несостоятельна, а также политически вредна "ракетная версия".
Но потом что-то в механизме московско-киевского взаимопонимания треснуло. И пока российские военачальники вторили своему главковерху и отрицали всякую возможность поражения мирного самолета боевой ракетой, вдруг заговорил премьер Украины Анатолий Кинах - он заявил, что версию с ракетой Киев не отметает с порога. Более того, Граням.Ру достоверно известно, что в пятницу на совещании у президента Украины с участием премьера, министра иностранных дел и министра обороны обсуждался вопрос о возможной связи учений с трагической гибелью самолета. И СМИ, как российские, так и украинские, уже придумывали завтрашние заголовки: "Украина призналась", "Украина сказала правду" и пр. Но - не призналась. Наоборот, перешла к активной "противоракетной обороне". Не сразу, правда. До этого был еще существенный эпизод.
В воскресенье от министра обороны Сергея Иванова стало известно, что Владимир Путин недоволен тем, как его информируют по "ракетной версии", и запросил соответствующие материалы по учениям. Хотя и не ракетчик, президент России все же как военный человек понял всю странность ситуации, когда результаты объективного контроля пуска крылатых ракет "добываются" четверо суток. Причем даже не российскими военными, а самими украинскими. Понял он, надо полагать, что со своей поспешной поддержкой братьев-славян может попасть впросак. Не будем гадать, был ли в воскресенье телефонный разговор у Путина с Кучмой, но факт остается фактом - на следующий день в Киеве военные развернули перед всем миром карту учений и с указкой в руках предъявили свое алиби.
Теперь остается только одно - бросить все силы на доказательства версии о теракте. Он, к слову сказать, вполне может оказаться и ракетным. Теоретически такое возможно. Так что в любом случае с ракетой "разборка" еще не кончена. Есть американцы со своими аэрокосмическими снимками. Есть израильтяне, не считающие теракт основной версией. Есть, наконец, обломки самолета, которые, по осторожным первым откликам экспертов, говорят о внешнем поражении корпуса авиалайнера. Словом, еще не вечер.
Конечно, признаваться в том, что твои ракетчики отправили на тот свет 78 душ, тяжко. Есть политический урон. Удар по престижу. Есть моральный груз. А есть еще и финансовые потери - компенсация семьям погибших и авиакомпании. И тут благородство не всегда побеждает - порой верх берут перечисленные резоны. Скажем, в 1980-м был сбит итальянский пассажирский самолет. Все подозрения падали на два истребителя НАТО, выполнявших стрельбы в этом районе. Но доказать никому ничего не удалось. Так и остались во всех международных справочниках только намеки на летчиков Североатлантического альянса. А вот США, сбив корабельной ракетой пассажирский "Боинг" иранской авиакомпании, вину свою признали.
Как бы там ни было, а правда в такой ситуации все же выгоднее. Даже в материальном смысле - не надо тратить годы и средства на вранье, а потом еще немалые деньги на лекарства, чтобы по ночам успокаивать совесть. Если, кончено, есть что успокаивать.
Как боевые самолеты и ракеты поражали пассажирские самолеты и жилые дома (справка Граней.Ру)
Терроризм на транспорте (досье Граней.Ру)
Политически грамотная версия - Грани.Ру, 05.10.2001
Джихад на Керченском полигоне - Грани.Ру, 05.10.2001
Война химер - 05.10.2001
Статьи по теме
Правда, подобная лжи
Хотя и не ракетчик, президент России все же как военный человек понял всю странность ситуации, когда результаты объективного контроля пуска крылатых ракет "добываются" четверо суток. Причем даже не российскими военными, а самими украинскими. Понял он, надо полагать, что со своей поспешной поддержкой братьев-славян может попасть впросак.