статья Смертельное притяжение

Владимир Темный, 18.07.2001
Ил-76. Фото НТВ.Ру

Ил-76. Фото НТВ.Ру

Во вторник, 17 июля, комиссия по расследованию причин гибели Ил-76 сообщила, пока на уровне "утечки", о первопричине катастрофы - самолет шел на взлет перегруженным. Перегруз, конечно, большой. Но при определенном мастерстве и не такой "багаж" можно поднять в воздух.

Ситуация для транспортной авиации достаточно тривиальная. Мне не раз случалось летать с аэродрома Чкаловское, в том числе на Ил-76, и, как правило, самолет поднимался в воздух с "отвисшим брюхом". В перегрузе не стеснялись признаваться и сами летчики. При этом как бы имелось в виду, что существующие правила заставляет нарушать сама жизнь, а жизнь у нас сам понимаешь какая. Государство платит авиаторам копейки (командир экипажа Ил-76, военный летчик 1 класса, ежемесячно приносит домой в среднем около 4 тысяч рублей). А общение с коммерсантами позволяет как-никак семейный бюджет поправить. Щедры они и на бонус, когда командир закрывает глаза на лишнюю тонну-другую.

В моей памяти полет из Гянджи в Чкаловское на Ан-12. Самолет был забит под завязку фруктами и канистрами с коньячным напитком. В последний момент, когда мы уже выруливали на ВВП, его тормознул какой-то коммерсант на "газели". При мне началось уламывание летчика, который кричал про уже полный перегруз. И все-таки мы взяли и товар из "газели". Как взлетали, летели, садились, рассказывать не буду. Командир, прощаясь со мной, сказал, что я родился в рубашке.

Между прочим, еще турбины не затихли, а к самолету в Чкаловском стали слетаться "волги", "уазики", "газели", грузовики. И какое-то авиационное начальство в лампасах лично следило за выгрузкой бесценных канистр (тогда в Москве со спиртным было туго). За один такой рейс экипаж получил столько, сколько государство платило ему за полгода. Но, судя по всему, и полгода жизни потерял тоже.

Дело было в начале девяностых. С тех пор ничего не изменилось. Копеечные оклады заставляют летчиков рисковать. Кстати, еще и потому, что от барышей, которая военно-транспортная авиация имеет, самим экипажам перепадает тысячная доля. Все деньги уходят коммерческим фирмам-арендаторам, посредникам, нанимающим для перевозок воздушных "извозчиков", да - к бабке не ходить - проворному начальству в погонах.

Об этом в часы неформального общения (в той же общаге-гостинице при гянджинском военном аэродроме) мне рассказывали военные летчики не раз. При этом явно не надеясь на перемену своей участи к лучшему. На крыльях своих самолетов они перевозят миллиарды рублей и довольны, когда перепадает левая сотня баксов. Система, именно в силу большого оборота денег, весьма устойчива. Во многих уголках России на этот бизнес уже наложили лапу "братки". Не исключение и Чкаловское - "черные" ворота Москвы. А потому не всегда волен экипаж отказать грузоотправителю. Можно и службой поплатиться, а то и жизнью.

В Чкаловском мало кто верит, что комиссия, расследующая трагедию, в своих выводах пойдет дальше сугубо авиационно-технической тематики. Ну, может быть, на скамью подсудимых попадет кто-то из наземных служб, отвечающих за соблюдение норм безопасности, за грузопотоки. Но основная вина будет списана на сам экипаж. Тот случай, когда против формальной правды не попрешь. А система продолжит и дальше кормить: криминал, бизнесменов и начальство - толстыми пачками зеленых купюр, а аэродромный люд - кто чем разживется.

Был ли шанс у Ил-76 избежать падения (справка Граней.Ру)

Владимир Темный, 18.07.2001