Кого под суд?
Капитанов кораблей слишком поздно предупредили о надвигающемся шторме в Керченском проливе
Губернатор Краснодарского края Александр Ткачев обвинил в кораблекрушениях в Керченском проливе капитанов кораблей. По его словам, они "получали штормовое предупреждение", но понадеялись на "русский авось", пишет во вторник "Коммерсант".
Между тем большинство владельцев затонувших судов считают, что в крушениях нет вины капитанов. По их мнению, причина катастрофы в том, что береговые службы слишком поздно сообщили о надвигающемся шторме.
По некоторым данным, большинство из попавших в зону ЧП сухогрузов и танкеров не были рассчитаны на столь сильный шторм. В частности, по словам владельца сухогруза "Вольногорск" Александра Журавлева, это судно по техническим характеристикам было способно выдерживать волны максимум в два метра высотой, а в Керченском проливе они достигали шести метров.
При этом, по словам Журавлева, штормовое предупреждение капитан сухогруза получил лишь за 15-20 минут до гибели судна. "Впрочем, даже если бы "Вольногорск" и успел уйти в открытое море, то там его, скорее всего, ждала бы та же участь", - считает он.
Такой же точки зрения придерживаются и в ростовском ООО "Дондизельсервис", которому принадлежит затонувший сухогруз "Нахичевань": "В том, что в гибели судна виноват капитан Николай Тищенко, у нас большие сомнения". О том, что береговые службы "Кавказа" слишком поздно передали указание покинуть порт, говорит и капитан теплохода "Святая Елена" Александр Гладких. По его словам, соответствующий приказ поступил лишь после того, как трещину в корпусе получил сухогруз "Волгонефть-123". В это время в Керченском проливе находилось более 50 судов, и на то, чтобы вывести их из опасного района, у капитанов просто не было времени. Скорость судов и в хорошую погоду не превышает 11 узлов (около 20 км/час).
Газета отмечает, что прокуратура скорректировала свою позицию относительно возможных виновников гибели судов. Сначала вся ответственность возлагалась лишь на капитанов, то теперь наряду с этой версией представители прокуратуры намерены проверить "надлежащим ли образом они были предупреждены о шторме и его силе".
Во вторник на место бедствия прибыл премьер-министр Виктор Зубков. Президент поручил ему лично разобраться в ситуации и принять необходимые меры.
В воскресенье из-за шторма силой в 6-7 баллов в Керченском проливе потерпели крушение семь судов. Местом наибольшего бедствия стал порт Кавказ, где затонули четыре судна: нефтеналивной танкер "Волгонефть-139", сухогрузы "Нахичевань", "Ковель" и "Вольногорск". В итоге в воду попало около двух тысяч тонн мазута и несколько тысяч тонн серы. Еще несколько судов получили различные повреждения или были выброшены штормом на берег.
Дословно
Александр Журавлев
Судно находилось в нормальном техническом состоянии (спущено на воду в 1965 году. - Ред.), им управляли капитан с большим опытом и грамотный экипаж.
"Коммерсант", 13.11.2007