статья Лев Десинов: Активность ледника Колка была видна еще два месяца назад

Ольга Черненькая, 28.09.2002
NTVRU

NTVRU

Ольга Черненькая: Прежде всего: остается ли угроза схода оставшейся - большей - части ледника Колка (Висячий)?

Л.Д.: Этот ледник полностью опустошен. Есть опасность схода близлежащих ледников. Сейчас самое главное – усилить наблюдения за ними. Особенно интенсивно надо изучать их в ближайшие десять дней.

О.Ч.: Как далеко от Колки находятся другие ледники, вызывающие опасения?

Л.Д.: Там много ледников, но один в отдельных местах находится от Колки на расстоянии 100-200 метров.

О.Ч.: Представляют ли эти ледники угрозу для людей, для населенных пунктов?

Л.Д.: Села находятся далеко внизу. Это четыре или пять населенных пунктов. Оттуда эвакуированы практически все люди. Мы пока не говорим, что эти ледники опасны. За ними просто надо установить наблюдение. Хотя бы до конца зимы.

О.Ч.: Сколько сейчас на территории России так называемых пульсирующих ледников, представляющих опасность?

Л.Д.: Хочу еще раз подчеркнуть: пульсирующие ледники требуют серьезного изучения. Всерьез их изучать начали относительно недавно – лет 25-30 назад. А так как ледник становится пульсирующим только тогда, когда известны две, а лучше три его подвижки, а периоды между ними иногда составляют 15, а чаще 30-40 лет, то нужны очень серьезные наблюдения, чтобы составить карту пульсирующих ледников России. Сейчас их насчитывается около 15 на Кавказе и значительное количество на наших северных островах. Только лет через сорок мы сможем составить более или менее детальную карту пульсирующих ледников. Сейчас работа находится в начальной стадии. Мы только начинаем эти ледники выявлять. И Колка был выявлен одним из первых.

О.Ч.: То есть вы вели наблюдение за этим ледником?

Л.Д.: Только по снимкам из космоса. Наземные наблюдения, к сожалению, были уже давно свернуты. Финансирование полностью прекращено. На Колке, как это мы знаем уже сейчас наверняка, активность была видна уже два месяца назад. Но ее не видели. А вообще, некоторые ледники начинают проявлять активность и за два года до схода.

О.Ч.: А наблюдают ли за лавинами, селями?

Л.Д.: Да, но по тем же причинам - финансовым - эти наблюдения разрозненные, с большими пробелами. Контролируются наиболее важные места - скажем, Военно-Осетинская, Военно-Грузинская дороги. А если говорить об общей сети наблюдения лавин и селей, то она разрежена. И, к сожалению, от этого количество бедствий будет пока только увеличиваться.

О.Ч.: Вернемся к леднику Колка. Насколько, на ваш взгляд, верны слухи о том, что сход ледника могли спровоцировать артиллерийские выстрелы (якобы где-то федеральные войска обстреливали боевиков) или взрывы пиротехники во время съемок фильма Сергея Бодрова?

Л.Д.: Это полная чушь. Когда подобные ледники бомбили с воздуха, снаряды отскакивали от них, как каучуковые шарики. К разряду идиотских я отношу и версию о том, что сход ледника могли спровоцировать пиротехнические действия команды Бодрова. Все это полная ерунда.

О.Ч.: Продолжаются ли сейчас поиски людей в ущелье?

Л.Д.: Формально пока не дана команда на прекращение поисковых работ. Людей ищут – всех пропавших без вести.

О.Ч.: Насколько реально обнаружить в русле схода ледника тела погибших?

Л.Д.: Если тело попало в сель, то, возможно, останки и будут найдены. А захваченных ледником найти нет ни малейшей вероятности. Они перемолоты на молекулярном уровне. 125 млн тонн породы – смесь камней и льда. Турбулентное движение. Это все течет с огромной скоростью, вращается, что там останется? Там автомобиль перемолотит, не говоря уже о теле человека.

О.Ч.: Вы встречались, разговаривали с теми, кто выжил в этой катастрофе?

Л.Д.: Нет, не общался. Там практически уже никого нет, все выселены. По горам бродят те, кого не нашли, кого не смогли выселить. Сейчас там идут взрывные работы, так что все должны быть эвакуированы. Тройной кордон милицейский плюс еще пограничная зона.

О.Ч.: Местных пострадавших много?

Л.Д.: Да, снесло и затопило десятки домов. Но хочу обратить ваше внимание на то обстоятельство, что там не совсем простое место – что-то вроде нашей Барвихи, престижное место отдыха. Красивейший уголок, минеральные источники. Дачи министров, бизнесменов.

О.Ч.: Что говорят о группе Бодрова?

Л.Д.: Вы сами все знаете. Отец приехал, помолчал, поплакал... Вот и все.

Ольга Черненькая, 28.09.2002