Надежда на спасение хрупка, как шведская спичка
По договоренности между главами оборонных ведомств России и Швеции Сергеем Ивановым и Бьерном фон Сюдовом, осенью этого года должны состояться российско-шведские морские учения по спасению подлодки, терпящей бедствие.
Это не первая попытка провести вместе со шведами такие маневры. В мае 2000 года уже собрались было сообща условно спасать субмарину. По восемь кораблей и спасательных судов (СС) с каждой стороны стояли под парами. Однако Стокгольм дал отбой. Официальное объяснение: "нарушения Россией прав человека в Чечне".
И на этот раз все может кончиться на этапе намерений. И теперь уж не политика будет виновата. Просто Балтийскому флоту скорее всего нечего осенью выводить в море. Чтобы как-то смягчить конфуз, в главкомате ВМФ сегодня готовят предложения, как выразился источник Граней.Ру в штабе флота, "по сужению рамок маневров". Предполагается выставить не восемь вымпелов, а четыре и совсем обойтись без спасательных судов. Последнее несколько странно, если учесть, что центральный момент учений - именно спасение аварийной лодки.
Действия флотских руководителей не столь уж и нелогичны, как может показаться на первый взгляд. Не имея под рукой полноценной спасательной службы, не так уж это и глупо - учиться спасению без помощи средств спасения. Шведам этого не понять. Но у офицеров российского флота вопросов нет. И уже давно.
Балтийский флот сокращается усиленными темпами со времен обретения независимости Литвой, Латвией и Эстонией. И это вполне объяснимо. К 1990 году БФ обладал 400 боевыми кораблями, в том числе примерно сотней дизельных подводных лодок. После выхода прибалтийских республик из состава СССР флот потерял 12 из 16 пунктов рассредоточения. Остались только две крупные базы - Балтийск и Кронштадт. Утрачены треть аэродромов, две трети причалов, а главное - четыре пятых судоремонтных мощностей. Последнее обстоятельство и сыграло роковую роль в судьбе Балтийского флота.
Оставшиеся в строю около 100 кораблей и судов вспомогательного флота стоят в безнадежной очереди на плановый ремонт. Из них в море выходят не больше десятка. И то недалеко и ненадолго. Шесть уцелевших подлодок накрепко пришвартованы к кронштадтским причалам. Единственная лодка, способная выйти в море, - приписанная к Северному флоту "Вологда" - поддерживается в рабочем состоянии исключительно для ходовых испытаний кораблей, строящихся по иностранным заказам. Ее и хотело заполучить на учения командование флота, но вряд ли это получится - судостроители дорожат единственным экземпляром субмарины, помогающей им зарабатывать валюту.
В этом году по плану главкомата ВМФ из ста кораблей БФ на "иголки" должно уйти больше шестидесяти бортов. В сущности, большинство из них - откровенное старье. Например, сторожевик "Дружный" трудится уже много долее сверх отведенных его проекту 25 лет. Почти всем малым противолодочным кораблям проекта 133.1 подкатывает под 15-20 лет. Их строили еще в братской ГДР. На металлолом уходят большой десантный корабль "Донецкий шахтер", тральщики, гидрографическое судно "Молдавия". Строго говоря, у командующего БФ адмирала Владимиру Валуева в распоряжении остается только 41 "вымпел" (включая "Аврору). Тужить об этом не стоит. Балтика всегда была слишком мала для могучих эскадр Балтфлота. Давно бы пора количество сменить на качество. Но это отдельный разговор. Беда в другом: флот остается практически без действенной службы спасения. От 54-й бригады спасательных судов остается лишь одно название. Так решили в Москве - если уж экономить, то на ремонте плавсредств спасателей.
Под нож готовится пойти одно из самых надежных и работоспособных спасательных судов флота, не проживших в строю и десяти лет, - СС"Севан". Пять лет назад его напичкали уникальной аппаратурой, обновили за валюту механику, укрепили корпус. Это единственное судно из всех балтийских спасателей, способное принимать вертолеты Ка-27. И именно "Севан" оказался в списке обреченных на уничтожение в нынешнем году.
Остающееся на плаву спасательное судно СС-750 должно было представительствовать на российско-шведских учениях в мае 2000 года. Надеялись на его прыть и нынче. Более того, предполагалось, что именно онодолжно в ходе учений идентифицировать лежащую наглубине советскую подводную лодку, затонувшую в годы войны у шведских Аландских островов. Затопленная субмарина была обнаружена два года назад стокгольмскими аквалангистами. Шведы утверждают, что это лодка С-4. Наши, изучив архивные документы ВМФ, полагают, что у Аландских островов покоится другая советская субмарина - С-8, не вернувшаяся с боевого задания осенью 1941 года. Но все это теперь, когда СС-750 дышит на ладан, а "Севан" вот-вот повлекут на "бойню", становится уже неактуально.
Актуален лишь один вопрос: чем думают в штабе ВМФ спасать корабли, терпящие на Балтике бедствие? Похоже, вся надежда на шведов.