статья "Курск" поднимается - флот тонет

Владимир Калинин, 25.09.2001
Голландское судно и баржа на работах по подъему подлодки ''Курск'' в Баренцевом море. Фото Reuters

Голландское судно и баржа на работах по подъему подлодки ''Курск'' в Баренцевом море. Фото Reuters

Деньги на "Курск" отпущены немалые. На сегодняшний день речь идет уже о сумме порядка 92-95 млн долларов. Однако, как у нас водится, из этих внушительных средств практически ничего не перепадает российским специалистам. Тем, кто непосредственно рискует жизнью, - водолазам. Между тем именно они действуют на передовой всей этой многотрудной операции.

Прежде всего есть профессиональный риск, связанном с компрессией и декомпрессией во время погружения и подъема, когда запросто можно получить баротравму легкого и остаться калекой на всю жизнь. Есть и такие такие сюрпризы, которые наверху не просчитаешь. Мало кто знает, что однажды водолазы, работавшие на корпусе "Курска", чуть не погибли из-за свища в баллоне со сжатым воздухом. Струя вырвавшегося под большим давлением воздуха была сродни взрывной волне. Никто не пострадал по чистой случайности. А походы в межотсечное пространство, в отсеки, заваленные покореженной арматурой, где любой острый как бритва обрезок металла может пропороть костюм водолаза? И постоянно рядом два реактора, в каждом из которых по полтонны урана, 22 ракеты, в том числе аварийные, неразорвавшиеся фрагменты торпед. Все может случиться...

24 июля этого года министр обороны России подписал приказ # 326 "О размерах и порядке единовременных дополнительных денежных выплат некоторым категориям военнослужащих", который 8 августа был зарегистрирован в Минюсте РФ. (регистрационный номер 2851).

Действие приказа распространяется только на тех офицеров и мичманов, которые в июле-сентябре 2001 года участвовали "в осуществлении мероприятий по подъему атомного подводного крейсера "Курск". "Финансирование единовременных дополнительных денежных выплат, - сказано в приказе, - осуществить в объеме до 10 миллионов рублей за счет средств федерального бюджета, выделяемых Военно-Морскому Флоту в III-IV кварталах 2001 года на выплату денежного довольствия военнослужащим в пределах утвержденных в установленном порядке объемов финансирования".

У моряков сразу возникли вопросы. Например, непонятно, как будут вознаграждены те, кто участвовал в этой опасной работе до июля текущего года и будет участвовать после сентября, который уже на исходе? А если потребуется больше 10 миллионов, найдут ли их для водолазов в кассе ВМФ? Наконец, вознаграждение будут выплачивать по статье "денежное довольствие". Значит - за счет кого-то? А как же средства, которые якобы были выделены на проведение операции (на оплату труда водолазов тоже) и не имеют никакого отношения к федеральному бюджету. Они что, все в осадке у ЦКБ "Рубин"?

И последнее: деньги участникам операции выплатят не сразу. Главкому ВМФ приказано после окончания работ по подъему "Курска" объявить приказом список военнослужащих, участвовавших в проведении этих работ, с указанием сумм, причитающихся к выплате каждому. То есть все отложено на "потом". А как потом у нас бывает - объяснять не надо. Представления водолазов к государственным наградам за работу в районе катастрофы в августе-сентябре прошлого года до сих пор лежат у кого-то под сукном.

Вообще, если ознакомиться с расценками для участников экспедиции особого назначения, то нельзя не подивиться рачительности министра обороны. За час работы на стометровой глубине в условиях, приближенных к боевым, водолаз получает 3000 рублей. Конечно, имеется в виду водолаз российский. Норвежцы получают на порядок больше. Ну да бог с ними, с норвежцами. В вопросах заработка равнение на Запад методологически некорректно.

Важнее другое - Северному флоту предложено финансировать существенную часть подъемной операции. Помимо труда водолазов и других специалистов, занятых на работах в Баренцевом море, флотская казна должна "вытянуть" оплату горючего для кораблей, судов и вертолетов, ремонтные работы, если таковые понадобятся, материальное, продовольственное и прочее обеспечение. В общей сложности "Курск" обойдется Северному флоту в треть его годового бюджета.

И ни о каких компенсациях речь пока не идет. Никаких внебюджетных фондов. Река из миллионов "зеленых" привольно течет, даже скромным ручейком не ответвляясь в сторону флота.

Владимир Калинин, 25.09.2001