Вице-премьер в роли разборчивой невесты
Россия сменила партнеров по подъему "Курска". Тех самых, с которыми НПО "Рубин" сотрудничал уже несколько месяцев. На уровне разработки проекта и намерений. Выселению подвергся главный старожил проекта - американо-норвежская фирма Halliburton. Формально консорциуму ставят в вину то, что он запросил много денег, не пожелал приступать к работе без предоплаты и гарантий, случись ЧП, и, наконец, не гарантировал выполнение всей операции к сроку - к началу осенних штормов. Сегодня на все эти обвинения представители фирм пожимают плечами и утверждают, что все проблемы были решаемы. В общем, русские их огорошили.
Граням.Ру стало известно, что такая развязка для конcорциума не должна была быть столь неожиданной. Впервые глубокая трещина пролегла между работодателем и компаниями в марте, когда Москву насторожило предложение иностранцев расширить формат договоренностей - не только "Курск" поднять, но и вообще заняться экочисткой северных морей, в том числе в местах полигонов Северного флота и в самих терводах России. А когда в этом направлении началось давление западного общественного мнения, отношения с консорциумом и поддерживающим его международным фондом "Курск" начали и вовсе остывать.
Окончательно Илью Клебанова достали претензии иностранных компаньонов "застолбить" этот уникальный проект как собственное ноу-хау, отведя России роль пассивного заказчика, чернорабочих на подхвате. Кроме того, утверждает источник в аппарате вице-премьера, с самого начала присутствие именно американцев в составе консорциума вызывало в Кремле некоторый дискомфорт. И задача подыскать другого, менее амбициозного участника проекта, перед Клебановым была поставлена еще на исходе 2000 года. Кроме того утверждается, что американо-норвежская компания увязывала свои послабления заказчику с трактовкой причин гибели К-141. Особое неприятие вызывала антиамериканская версия - якобы лодку погубила субмарина США. Словом, дело зашло далеко, и подъем "Курска" стал предметом не просто торга (что вполне естественно), но, по мнению российской стороны, торга политического.
Ситуация в результате рокировки партнеров существенно осложнилась. Прежде всего неясно, как быть с уже разработанным техническим проектом подъема, где действительно применены технологии компаний, входящих в консорциум. Сомнительно, чтобы новый партнер - голландская фирма Mammoet, входящая в холдинг Van Seumeren, - тут же выложил свой план подъема. Голландцы не имеют опыта поднятия на поверхность судов водоизмещением больше 160 тонн, а тем более подводных лодок. Самая громкая глубоководная операция фирмы, с которой, кстати, связано ее название, заключалась в извлечении со дна моря останков мамонта. Но субмарина весом 24 000 тонн плюс проникшие в корпус ил и песок - это все-таки нечто иное, чем окаменевший мохнатый зверь. Пока известно, что "Мамонт" располагает целым парком тяжелогрузных кранов. Самый мощный, Platform Twinring Containerised-2000, имеет грузоподъемность 2000 тонн. Но до сего дня он использовался только на суше. В море могут выйти платформы с кранами мощностью 800 тонн. Но опять же до сих пор использовались самое большее спаренные платформы (1600 тонн). Для "Курска" понадобится конструкция с не менее чем 30 кранами. А это уже новые технологии. Готовы ли к ним голландцы?
Пока ясно одно: президент дал слово родственникам погибших подводников, что "Курск" будет поднят в этом году, а значит, весь проект получает статус задания большой политической важности. Может быть, иностранцам и неизвестно, что это такое, но в России всем все понятно: "Партия сказала "Надо", комсомол ответил "Есть". Напялив поверх прозодежды майки с надписью "Все путем", российские спецы будут вдохновлять зарубежных коллег сделать невозможное. Сегодня именно энтузиазм исполнителей воли президента и представляет для всей операции самую большую опасность. Что, похоже, уже успели уловить фирмы отставленного консорциума.
Что умеет Mammoet (справка Граней.Ру)
ЭПРОН и другие (справка Граней.Ру)
Статьи по теме
Вице-премьер в роли разборчивой невесты
Ситуация в результате рокировки партнеров существенно осложнилась. Прежде всего неясно, как быть с уже разработанным техническим проектом подъема, где действительно применены технологии компаний, входящих в консорциум. Сомнительно, чтобы новый партнер - голландская фирма Mammoet, входящая в холдинг Van Seumeren, - тут же выложил свой план подъема. Голландцы не имеют опыта поднятия на поверхность судов водоизмещением больше 160 тонн, а тем более подводных лодок.