статья Бойся иностранцев, деньги дающих

Владимир Темный, 15.05.2001
Экипаж 'Курска'. Фото из архива Reuters

Экипаж 'Курска'. Фото из архива Reuters

Назвав дату подъема АПЛ "Курск" - 20 сентября, Илья Клебанов как бы покончил с неопределенностью вокруг затонувшей субмарины. План операции, разработанный ЦКБ "Рубин", утвержден. Деньги на реализацию проекта будут выделены, даже если заграница не поможет и центом. Такова вкратце суть заявления вице-премьера, сделанного 14 мая после заседания правительственной комиссии.

Техническое решение утверждено то, которое "Рубин" предложил еще полгода назад: расчленение прочного корпуса на две части. Сначала отделяется первый отсек. Вернее то, что от него осталось после взрыва. Затем с помощью тросов на поверхность поднимается основной корпус лодки. Далее - буксировка в док. Оставшуюся часть корабля будут поднимать отдельно, причем, по всей вероятности, делать это будут только российские специалисты. Как пояснили Граням.Ру в аппарате вице-премьера, этот этап работ сопряжен с "некоторой опасностью", поскольку в искалеченном отсеке может оставаться - "хотя и чисто теоретически" - неразорвавшаяся торпеда. Видимо, носовую часть оставляют исключительно для российских водолазов из соображений финансовых. По сведениям Граней.Ру, иностранцы за работы, связанные со столь высокой степенью риска, запросили крупные суммы, в том числе и с учетом страховки. Но на сегодняшний день, 14 мая, как сказал Клебанов, "финишные переговоры" с зарубежными компаниями еще ведутся.

Итак, где-то в конце июня в район работ будут выдвигаться основные силы экспедиции. С чем им придется столкнуться в эту пору в Баренцевом море? Даже в этот "тихий" период среднесуточное волнение моря составляет от 2 до 4 баллов, подводное течение 2,5-3 узла. То есть предстоит изнурительная борьба с илом и песком, уже и без того изрядно упаковавшими корпус подлодки. По неофициальным данным, полученным Гранями.Ру в штабе Северного флота, по состоянию на апрель лодка ушла в песок более чем на треть. А это уже серьезное осложнение операции.

Словом, проблем достаточно. И главная из них - как сохранить целостную конструкцию корабля в районе третьего и четвертого отсеков, где расположены два реактора и шахты с 22 крылатыми ракетами. Хотя шеф НПО "Рубин" академик Игорь Спасский и высокого мнения о терпении этих изделий, уже год сжатых 10 атмосферами соленой воды, практики уверены - опасность взрыва исключать нельзя. Не меньше таится угроз и в четвертом, реакторном отсеке. Помимо самих реакторов, имеющих достаточно надежную броню, радиацией полны теплоносители первого контура, как и другие элементы ядерной энергетической установки, смонтированные в отсеке.

Не исключается, что лодку придется "пилить" не на две, а на большее число частей. Это при явном ослаблении продольных креплений или поперечных шпангоутов. Если конструкция начнет разрушаться, как минимум реакторный отсек должен быть поднят на поверхность. В противном случае в разрушенном состоянии он начнет неизбежно "чадить", и тогда экологическая катастрофа станет неизбежной. Можно только уповать на то, что и наши, и зарубежные специалисты запаслись вариантом на случай именно такого осложнения с реакторным отсеком. В противном случае весь проект можно назвать авантюрой.

На все про все понадобятся большие деньги. Наихудший вариант - подъем "Курска" будет финансироваться главным образом из российской казны. Это если поднимать лодку придется без иностранной помощи. Такой вариант не исключается, поскольку созданный с этой целью международный фонд, по словам вице-премьера Ильи Клебанова, собрал "немного средств". Призыв фонда к европейским государствам, а также к США, Японии и Канаде, пожертвовать на подъем подлодки по 1,9 млн евро, брошенный еще в начале марта, судя по всему, желаемой суммой не обернулся. Клебанов по этому поводу заметил, что правительство РФ "гарантирует на 100 процентов оплату этой операции".

Гарантии такого рода важны прежде всего для американско-норвежской компании Halliburton и голландских фирм Smit Tak, HMC и Mammut, контракт с которыми должен быть подписан 20 мая. Однако для иноземных фирм лучшей гарантией будет все-таки поручительство фонда, который и берет на себя основную часть расчетов именно с зарубежными компаниями. Как сообщили Граням.Ру в аппарате г-на Клебанова, "сумма, собранная фондом "Курск" на сегодняшний день, составляет менее 20 млн долларов". Таким образом, пропорции финансовой ответственности за проект существенно изменились: если раньше из 80 млн долларов (расчетные сумарные расходы на операцию по подъему и транспортировке фрагментов "Курска") на долю России приходилось 46 млн, то сегодня речь идет уже о 62-65 млн долларов.

Минфин божится, что деньги на "Курск" найдутся. Теперь, когда на весь мир объявлено о конкретной дате подъема, вопрос из сугубо технического перерастает в политический. А на решение политических вопросов в нашей стране деньги всегда находились. Министр финансов Алексей Кудрин объяснил, что всего-навсего придется "поджать" не самые главные статьи расходов федерального бюджета. Иначе говоря, бюджет будет торпедирован без малого двухмиллиардными расходами. Сомнительно, чтобы он это легко выдержал. А это означает, что операция в Баренцевом море может перейти в режим ошпаренной кошки, когда все начнут метаться, латая финансовые, технические, организационные и кадровые бреши. Такая штурмовщина, исходя из отечественного опыта последних лет, более чем реальна. Без надежного страхования проекта западным капиталом трагедия "Курска" может обернуться еще одной катастрофой - экологической. Но пока верх берет политика - Россия считает принципиально важным диктовать свои условия всем, кто так или иначе хотел бы вложить свои деньги в проект подъема лодки. И, как видим, торжествует знакомый по прежним временам патриотический подъем - выдюжим и без "иносранцев", пусть подавятся своими долларами. Подъем, который с реальным подъемом "Курска" не имеет ничего общего.

Последний причал "Курска" (справка Граней.Ру)

Владимир Темный, 15.05.2001