Затонувший "Курск" - кладезь секретов
Атомная субмарина "Курск" лежит на относительно небольшой глубине и является вожделенным объектом для иностранных спецслужб. Самый большой интерес для них представляют оставшиеся в каютах сейфы командира корабля, командира ракетной боевой части и командира минно-торпедной боевой части, а также сейфы корабельного секретчика, дешифровальщика и специалиста ОСНАЗ - радиоэлектронной разведки. В них осталось столько секретов, сколько ЦРУ, АНБ, ФБР, МИ-6 и другим ведомствам не добыть за несколько десятилетий упорной разведработы. Охотников за чужими секретами интересуют и конструктивные особенности оставшихся на "Курске" без малого двух десятков ракет "Гранит", в частности, конфигурация их сопел, а также небольшой прибор - величиной с две пачки сигарет - который отвечает за наведение "Гранита" на цель на конечном отрезке траектории полета.
Охранять "Курск" боевыми кораблями ВМФ еще на протяжении 30-40 лет - вариант едва ли приемлемый. За это время самые современные российские корабли полностью исчерпают свой моторесурс на сторожевом дозоре, не совершив ни одного похода. Их придется отвлекать от выполнения более насущных задач боевой службы в Атлантике и Средиземном море. А в конечном итоге проблему "Курска" за этот период решить все равно не удастся.
Подлодку надо поднимать, и чем скорее, тем лучше. Есть еще одна деликатная сторона проблемы. Как утверждает член депутатской комиссии по расследованию причин гибели "Курска" заместитель председателя комитета Госдумы по собственности Григорий Томчин, "Курск" вышел в море с тем боезапасом, с которым находился на боевой службе. Действительно, в мае, когда "Курск" вернулся в базу, подъемные краны базы хранения оружия были опечатаны гостехнадзором. Железо обветшало настолько, что первая же погрузка-разгрузка, по мнению инспекторов, могла привести к серьезной аварии. Командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов в апреле направил в Москву соответствующий доклад, но правительство РФ не выделило средств на замену кранов. Таким образом, "Курск" вышел на учения с теми ракетами, с которыми нес боевую службу. Не исключено, что часть ракет была оснащена моноблоками в ядерном снаряжении, содержащем боевой плутоний.
Плутоний представляет серьезную опасность экологии Баренцева моря, который является традиционным районом интенсивного рыболовства для России и Норвегии. Этот тяжелый радиоактивный металл взаимодействует с водой, образуя гидроокислы. В виде длинных цепочек гидроокислы "цепляются" к планктону, которым питаются рыбы. Через рыбу радионуклиды попадают в организм человека. Период полураспада плутония составляет 22 тысячи лет, а безопасным для человека он становится через 9 периодов полураспада. Не принять меры сейчас - значит навсегда потерять Баренцево море как район рыболовства. Если россияне с этим и смирятся, то норвежские рыбаки - никогда.
Таким образом, решение о подъеме "Курска" было принято президентом Владимиром Путиным осенью прошлого года скорее из прагматических, нежели гуманитарных соображений. Во-первых, перезахоронение на суше останков погибших в море подводников противоречит морской традиции. Во-вторых, когда "Курск" в плавдоке, как это планируется, доставят на один из судоремонтных заводов ВМФ и начнут автогенным резаком расчищать авгиевы отсеки, тела моряков, да простят читатели грубый натурализм, к этому времени превратятся в нетранспортабельную и неидентифицируемую желеобразную массу. Операция по подъему "Курска" возможна только в текущем году. Как свидетельствует опыт "Комсомольца", к лету будущего года корпус АПРК "Курск" не выдержит подъема, изменятся физические свойства сплавов, из которых сделаны конструктивные элементы реакторов, и в конечном итоге реакторы станут "нетранспортабельными больными". Правда, остается еще возможность возведения саркофага на дне моря, но эта операция при нынешнем уровне технического прогресса представляется фантастической.
У России остается только один шанс достойно выйти из этой нештатной ситуации. И она должна им воспользоваться до начала осенних штормов в сентябре. Больше времени у страны не будет.
АПЛ "Курск": поднимать или торговаться? - Вести.Ру, 19.03.2001