Убийство Гольдмана: задержан второй киллер
В деле об убийстве президента крупного рекламного агентства New Found Quality (NFQ) Бориса Гольдмана появился новый подозреваемый. 39-летний Владимир Мамуркин был задержан на месте преступления, сообщает "Газета". Мамуркин ранее проходил по делу о нашумевшем убийстве в 1994 году президента Российского фонда инвалидов войны в Афганистане (РФИВА) Михаила Лиходея. В принадлежащей Мамуркину машине обнаружили радиостанцию "Кенвуд", по которой он вел переговоры с погибшим киллером-мотоциклистом, 24-летним Максимом Коньковым. По всей видимости, оба входили в бригаду киллеров, специализировавшуюся на заказных убийствах.
Стали известны подробности убийства. Как пишет издание, из своего офиса на улице Дмитрия Ульянова 19, Борис Гольдман выехал в понедельник в 20.10. Через пять минут его бронированный "Вольво" в сопровождении "Тойоты" с охранниками ЧОП "GVM" был на пересечении с улицей Вавилова. Здесь иномарки остановились на красный сигнал светофора. Неожиданно к ним подъехал мотоциклист на "Судзуки" и, сбросив с плеч небольшой рюкзак, положил его на крышу "Вольво". Буквально сразу же прогремел мощный взрыв. Мотоциклиста отбросило на несколько метров, и он скончался на месте.
У находившегося на заднем сиденье Гольдмана шансов выжить не было, так как самодельное взрывное устройство было направленного действия, а его мощность составляла примерно 1 килограмм в тротиловом эквиваленте. Взрыв прошил машину насквозь как раз в том месте, где сидел рекламный магнат. Кроме него погибли водитель 34-летний Сергей Шкадин и охранник из машины сопровождения Михаил Тарасов. Увидев, как мотоциклист положил на крышу машины босса рюкзак, телохранитель успел только выскочить из джипа. От взрыва пострадали двое случайных прохожих, которые с осколочными ранениями были госпитализированы.
У погибшего киллера при себе оказались документы на имя 24-летнего москвича Максима Конькова.
Как пишет газета "Жизнь", мотоциклист-киллер Максим Коньков был единственным ребенком в семье. Мама Максима работает в сторительной фирме, а отец, бывший пожарный, работает охранником на мясокомбинате. Максим активно занимался спортом в клубе ЦСКА, играл в боулинг. Мотоцикл Максим приобрел два года назад, когда выиграл денежный приз на спортивных соревнованиях.
В "Жигулях", стоявших перед "Вольво" взрывной волной было выбито заднее стекло, водитель получил контузию. У него при себе оказались права на имя Владимира Мамуркина и такая же, как у погибшего Конькова, радиостанция "Кенвуд", настроенная на ту же частоту.
Следствие считает, что роль Мамуркина в покушении на Гольдмана заключалась в координации действий мотоциклиста. Взрывное устройство приводил в действие с помощью пульта дистанционного управления, видимо, кто-то третий. Возможно, у преступников произошла какая-то накладка и взрыв прогремел раньше времени, так как Коньков и Мамуркин оказались в эпицентре взрыва.
Что стало причиной убийства Гольдмана и кто заказал расправу над ним, сейчас выясняет следствие. Одна из основных версий - конфликт внутри NFQ.
До 2001 года рекламное агентство NFQ входило в число крупнейших российских участников рекламного рынка. Устойчивый рост компании, основанной в 1992 году, начался в середине 1990-х. В 1995-1996 годах агентство совместно с Фондом эффективной политики Глеба Павловского приняло участие в предвыборной кампании Бориса Ельцина, а в конце 1996 года у NFQ появилась собственная типография. В последующие годы клиентами агентства стали DaimlerChrysler, выводивший на российский рынок автомобили Mercedes-Benz А-класса, первый гипермаркет "Рамстор", а также компании Oriflame, Jacobs, "Ренессанс Капитал", "Аэрофлот" и компания Allied Domecq (марки Baskin Robbins, Dunkin Donuts и John Bull Pub).
В 1999 году NFQ начинало работать с одним из крупнейших российских производителей пива компанией "Красный Восток". Именно с этим клиентом связана самая громкая работа агентства. Для "Красного Востока" NFQ разработало марку "Солодов", которая в ноябре 2001 года получила золотой приз на конкурсе "Брэнд года/Effie 2001" как наиболее успешный проект по созданию и продвижению брэнда в категории "пиво" на российском рынке. По оценкам участников рынка, в этот период чистый годовой доход агентства мог достигать $5 млн.
Весной 2001 года между основными акционерами NFQ Борисом Гольдманом и Александром Спектором разгорелся конфликт. В результате значительная часть сотрудников во главе с господином Спектором покинула компанию, создав новое рекламное агентство Ad people. После этого бизнес NFQ стал стремительно сокращаться. В прошлом году от услуг NFQ отказался "Красный Восток". Единственным заметным клиентом, оставшимся у агентства, стал Mercedes-Benz. По оценкам участников рекламного рынка, общий рекламный бюджет сегодняшних клиентов NFQ не превышает $10 млн. Это означает, что заработки самого агентства от рекламного обслуживания клиентов составляют около $1-2 млн в год. Еще порядка $6-10 млн в год, по экспертным оценкам, мог составлять оборот типографии, принадлежавшей NFQ.
Участники рекламного рынка высказывают две версии убийства. Первая - то, что расправа с Гольдманом организована из-за конфликтов внутри самой компании и в ней замешен кто-то из нынешних или прошлым партнеров рекламного магната. "Все, кто работает на рекламном рынке и знал Гольдмана, не сомневаются, что убийство – следствие его конфликта с кем-то из партнеров. Вполне возможно, что это был не только деловой, но и личный конфликт",– заявил "Коммерсанту" один из участников рынка.
Впрочем, президент "Российской ассоциация рекламных агентств" Владимир Евстафьев в беседе с "Ведомостями" предположил, что вряд ли убийство было связано с рекламной деятельностью одного из старейшин отечественной индустрии. По словам Евстафьева, в среду руководство ассоциации направило письмо в прокуратуру с просьбой тщательно расследовать убийство.
Другая версия - убийство связано с полиграфическим бизнесом Гольдмана. "Не исключаю, что это борьба за полиграфические активы NFQ,– считает глава рекламной группы "Витрина А" Вадим Куликов.– Рекламная полиграфия – производство буклетов, каталогов, рекламных листовок – сегодня весьма прибыльный бизнес, его доходность составляет порядка 50%".
В октябре прошлого года на Бориса Гольдмана уже покушались, причем похожим способом и все на той же улице Дмитрия Ульянова. Тогда рекламщик ездил на обычном джипе "Тойота", под днище которого и заложили бомбу. 20 октября 2003 года бизнесмена сопровождал все тот же охранник Сергей Шкадин, погибший 12 апреля. А тогда пострадал его коллега Александр Волков, получивший серьезное ранение ноги. Инцидент милиционеры, впрочем как и сам Гольдман, расценили как акцию устрашения. После этого Гольдман внял предупреждению - усилил охрану и пересел на бронированный "Вольво". Иномарку стоимостью около 150 тысяч евро он арендовал в фирме "Армортех" за 800 долларов в сутки. "Машина имела стандартную еврозащиту В-6 от стрелкового оружия типа пистолета Макарова и автомата Калашникова, - рассказали "Газета" в "Армортехе". - Днище защищено броней толщиной 6 мм, а крыша - 4 мм. Но от кумулятивного взрыва ни эта, ни даже броня танка Гольдмана не спасла бы".
Александр Спектор не стал отвечать на вопросы "Коммерсанта", заявив, что не хочет общаться с прессой. Отказались от комментариев и в NFQ. Сотрудники прокуратуры проводили во вторник там допросы и выемки документов.
Комментарий
В рейтинге российских рекламных групп NFQ занимает 17-19-е место. Деньги в этой сфере крутятся немалые: в Ассоциацию коммуникационных агентств России входит 97 рекламных контор с годовым доходом от $1 млн до $112 млн. Однако есть и более финансоемкие сферы предпринимательства, где пальба уже давно утихла. Громкие убийства в российской экономике, казалось, уже отошли в прошлое. Лишение конкурента жизни как эффективное средство ведения бизнеса было популярно в 90-е годы, когда российский капитализм только-только обретал ландшафт - что-то проваливалось в тартарары, что-то взмывало под небеса...
Борения на рекламной поляне были не менее жестокими, чем на других. Но в последнее время на смену душегубству пришли более гуманные методы. С теми, кто не желает делиться или вообще все отдавать, стали разбираться не братки, а труженики правоохранительной системы. Передел в бизнесе стал обретать благородные формы борьбы за социальную справедливость. И вдруг взрыв на улице Дмитрия Ульянова. Система тихого-мирного отъема денег дала трещину. Рецидив прошлого? В аккуратно разлинованный мир сегодняшнего бизнеса вторгся какой-то чужак? Cразу несколько вопросов - и в том числе к Лубянке, которая едва ли не явно взяла шефство буквально над всеми финансово перспективными отраслями отечественной экономики.
Трудно сказать, стал ли Борис Гольдман жертвой случайного сбоя в отлаженном механизме компромиссов или это начало системного кризиса, старт очередного передела неограниченными средствами. В первом случае рекламщикам стоит покрепче запирать двери на ночь, уповая на сыск своей почтенной "крыши". Во втором, засовы уже не помогут - лучше сразу выходить строиться. Потому что нет защиты от тех, кто тебя охраняет.
Смерть Гольдмана может означать, что гуманные методы перераспределения капиталов перестали отвечать запросам времени. Вновь появился спрос на скорость и натиск. И тогда понятно, почему убийство Гольдмана исполнено как предупреждение другим, как публичная казнь за непослушание.
Справка
Борис Гольдман и NFQ
Рекламным бизнесом Борис Гольдман занимался 13 лет. Ддо этого, окончив МГЗПИ, он преподавал русский язык и литературу. Свою деятельность он начал в компании "Российская автомобильная биржа". После ее развала в 1992 году вместе с Максимом Блохом и Сергеем Фомкиным Гольдман учредил компанию NFQ (New Found Quality), которая стала оказывать весь комплекс рекламных услуг: планирование и размещение рекламы на телевидении, радио, в прессе, на транспорте. В июле 2003 года Борис Гольдман стал лауреатом третьей ежегодной национальной премии в области медиабизнеса Медиаменеджер России-2003" в номинации "Рекламная индустрия".
Сейчас NFQ входит в число 30 крупнейших российских рекламных агентств. Группа располагает собственным полиграфическим центром NFQ 2 Print. По экспертным оценкам, общий финансовый оборот группы, включая рекламную и полиграфическую деятельность, в прошлом году составил около $20 млн.
Широкую известность NFQ получила в феврале 1999 года. Тогда следователи Генпрокуратуры провели в офисе NFQ выемки документов в рамках дела "Аэрофлота" — компания делала рекламу для авиакомпании и выпускала журнал "Аэрофлот-ревю".
Весной 2001 года возник конфликт между основными акционерами NFQ Борисом Гольдманом и Александром Спектором (Максим Блох к тому времени уже был выведен из состава акционеров). После этого значительная часть сотрудников во главе с господином Спектором покинули NFQ и создали рекламное агентство Ad people. Правда, по данным Московской регистрационной палаты, Спектор до сих пор числится соучредителем ряда рекламных агентств группы NFQ.
Справка
Покушения в рекламном бизнесе
25 января 1996 года в Москве в своей квартире на Клинской улице выстрелами в грудь и голову убит директор рекламного агентства "Время, вперед!" и продюсер телепрограммы "Момент истины" Олег Слабынько. Преступление не раскрыто.
21 февраля 1997 года в Москве на улице Кубинке совершено покушение на гендиректора рекламного агентства Blick Communications Артема Вагина. Две пули из пистолета Walter попали бизнесмену в бедро. Преступник не найден.
26 мая 1999 года в Санкт-Петербурге в подъезде дома на канале Грибоедова застрелен коммерческий директор рекламной фирмы "Европа" Лев Топпер. Преступники не найдены.
29 октября 1999 года в Санкт-Петербурге на Московском проспекте застрелены гендиректор рекламного агентства "Метропресс" Олег Червонюк и работавший с ним младший брат Сергей. Преступление не раскрыто.
4 февраля 2002 года в Москве на Конюшковской улице застрелен директор рекламного агентства "Атор" Владимир Каневский. Заказчики и исполнители убийства не найдены.
19 мая 2002 года под Тюменью на собственной даче выстрелом в голову убит один из учредителей рекламной газеты "Гостиный двор" Александр Плотников. Незадолго до этого бизнес-партнеры господина Плотникова пытались отстранить его от дел, но тот выиграл дело в суде. Исполнители и заказчики не найдены.
3 июня 2002 года в Москве на Ленинградском проспекте при выходе из офиса в здании ЦКБ "Алмаз" обстрелян и ранен президент рекламного агентства News Outdoor Максим Ткачев. 5 августа 2003 года по подозрению в покушении задержаны пять военнослужащих внутренних войск.
6 октября 2002 года в поселке Нагорный Мытищинского района Московской области трое преступников напали с ножом на генерального директора рекламного агентства "Премьер СВ" Сергея Бондарчука. Бизнесмен получил ранения в грудь и поясницу. Нападавшие не найдены.
12 февраля 2003 года в Сургуте в подъезде дома на улице Ленина огнестрельные ранения получил директор телекомпании "Альфа" и один из руководителей рекламной фирмы "Энеркомсервис" Михаил Зинченко. Преступник не найден.
19 июня 2003 года в Дзержинском районе Перми зарезан директор рекламного агентства "Медиа-центр" Александр Баженов. Убийца – приятель погибшего – задержан через несколько дней и признался в содеянном.
20 октября 2003 года в Москве на улице Дмитрия Ульянова совершено покушение на генерального директора группы рекламных компаний NFQ Бориса Гольдмана. При подрыве его автомобиля Toyota Land Cruiser ранения получил водитель, бизнесмен не пострадал. Господин Гольдман говорил, что прокуратура, вместо того чтобы расследовать происшествие, обвинила его в инсценировке покушения. Второе покушение, совершенное 12 апреля 2004 года, оказалось успешным.
Дословно
Борис Гольдман
(О любви к жизни)
Любовь к жизни – это очень важное качество для человека. Превращать свою жизнь в сплошную работу с утра и до вечера – это, на мой взгляд, просто опасно. Это бьет и по здоровью, и по окружающим (в первую очередь, по близким). Я люблю жизнь, люблю путешествовать (что при советской власти было для меня ограничено границами СССР). Мне нравится, что мир для меня сегодня открыт, что для моего сына поехать в Санкт-Петербург или в Лондон – это приблизительно одно и то же. Я коллекционер со стажем (фалерист). У меня лучшая в Москве коллекция советских знаков (1917-1945 гг.). Еще очень люблю рыбалку. Это, пожалуй, единственное занятие, позволяющее забыть про все. Иногда попадаются очень интересные экземпляры: в этом году поймал щуку весом девять килограмм, а в прошлом - четырнадцать. Головы, как водится, сохранил.
Максим Блох
(O Борисе Гольдмане)
Он был жестким бизнесменом. Из-за этой черты характера у него могли возникнуть серьезные разногласия с партнерами.
"Газета", 14.04.2004
Сергей Кривоногов
(Об убийстве Бориса Гольдмана)
Это все равно, что зайти в квартиру и убить ее хозяина ради подержанного видеомагнитофона. Я считаю, что сегодняшний рекламный бизнес NFQ не мог стать причиной убийства - слишком уж он невелик.
"Коммерсант", 14.04.2004
Владимир Евстафьев
После первого покушения Борис был обескуражен и шутил, что теперь, дескать, все на Сашу Спектора подумают (Александр Спектор, бывший совладелец NFQ, ныне - глава рекламного агентства Ad People. - Ред.). Я не знаю, какая кошка между ними пробежала, но расстались они со скандалом. По-моему, тяжба по разделу имущества между совладельцами продолжается до сих пор... Агентство входило в топ-30 рекламных игроков. Это добросовестная, крепко стоящая на ногах, солидная компания. Сейчас не та ситуация на рекламном рынке, так не убивают. Борис не был в работе конфликтным человеком. Рекламная версия убийства не вяжется с произошедшим.
"Независимая газета", 14.04.2004
Армен Туманян
Смерть Гольдмана не окажет существенного влияния на всю рекламную индустрию, ведь NFQ не входило в число крупнейших агентств страны. Покушения и убийства в нашей индустрии были, но они характерны для рынка наружной рекламы.
"Ведомости", 14.04.2004