статья Деньги валяются на дороге

Эмма Копейкина, 01.03.2001
Съемки РТР

Съемки РТР

Мэрию опять оклеветали. 28 февраля на пресс-конференции в ИТАР-ТАСС замглавы следственного комитета при МВД Михаил Зотов заявил, что как минимум 256 миллиардов рублей из выделенных на строительство МКАД средств были похищены. Оказывается, когда недавно в ходе следствия по возбужденному в 1999 году делу директора ОАО СУ-802 Олега Хоменко эксперты высверлили на кольцевой 180 контрольных шурфов, им сразу бросились в глаза грубейшие нарушения строительных норм (насыпь недосыпали, бетона недоложили и пр.). Кроме того, дорогу просто-напросто заузили на 10 сантиметров с каждой стороны по сравнению с проектом. С учетом того, что один кв. метр МКАД стоит примерно 250 долларов, а ее длина составляет 117 километров с внешней стороны и 109 километров с внутренней, заработал на этом кто-то изрядно.

Естественно, столичные власти возмущены до глубины души. Пресс-секретарь мэра Сергей Цой обвинил следственный комитет МВД в клевете и сказал, что правительство Москвы намерено обратиться в суд. Вице-мэр Москвы Валерий Шанцев в своей отповеди сделал акцент на нелепости обвинений. По словам Шанцева, названная Зотовым сумма в 250 миллиардов рублей "нереальна" - ведь вся доходная часть бюджета Москвы на 2001 год составляет около 207 миллиардов рублей. К несчастью, этот аргумент сомнителен. Общую стоимость реконструкции МКАД (имеется в виду первый этап, завершившийся в 1998 году) принято оценивать в ценах 1994 года (именно тогда составляли смету). В этих ценах проект стоил, по разным оценкам, от 17,5 до 19,5 триллионов рублей, поэтому сумма в 250 миллиардов (или 1,5 % от стоимости реконструкции) если и вызывает подозрения, то излишней скромностью.

Вне зависимости от того, чем кончится расследование истории с МКАД, нужно признать, что для злоупотреблений в области дорожного строительства имеются на редкость благоприятные условия. Финансирование строительства и ремонта дорог идеально непрозрачно. Дело в том, что этим занимаются специальные учреждения - территориальные дорожные фонды. Они были созданы в начале 90-х, когда, если кто помнит, фонари не горели, улицы вообще не убирались, а о строительстве новых дорог никто и не заикался. Тогда, чтобы спасти дороги от окончательного разрушения, и был принят закон о дорожных фондах.

Дорожные фонды - федеральный и территориальные - создавались для того, чтобы обеспечить целевое финансирование автодорог. На практике они разделили судьбу всех фондов и превратились в жилетные карманы регионального начальства. Главный источник богатств дорожных фондов - это налог на пользователей автомобильных дорог. Его платят все предприятия и организации. Некоторые - деньгами, некоторые - по взаимозачету. Первоначально он составлял 0,4 % от оборота. В 1997 году ставку повысили до 2,5 %. Деньги делились пополам между федеральным бюджетом и бюджетом региона. В 1998 году губернаторы выцарапали у федерального центра еще полпроцента.

Налоговая реформа должна была покончить с дорожными фондами. Причин две. Во-первых, средства фондов очень удобно расхищать. Соорудить липовую отчетность о том, что отремонтировано 1000 кв. метров дорожного покрытия (на самом деле - 10), никакого труда не составляет. Во-вторых, главный налог, за счет которого формируются фонды - на пользователей автодорог - взимается с оборота. А оборотные налоги душат экономику. Например, при десятипроцентной норме прибыли 1 % налога с оборота - это то же, что дополнительные 10 % налога на прибыль (а налог на прибыль у нас и так 35 %). Если организация не получает прибыли или, не дай бог, убыточна, она все равно обязана платить этот налог. Как - ее дело.

С 1998 года главный идеолог налоговой реформы Сергей Шаталов боролся за ликвидацию дорожных фондов, как лев. Губернаторы, президенты и мэры в силу возможностей оборонялись. На сторону реформаторов встал Путин. Но несмотря на это, успех борьбы был неполным: дорожные фонды полностью ликвидируют лишь в 2003 году, пока же удалось лишь уменьшить ставку налога на пользователей дорог с 2 % до 1 %. Чиновники, в том числе московские, и это переживают тяжело. Вице-мэр Валерий Шанцев никак не может смириться с тем, что поступления в дорожный фонд в 2001 году сократятся на 10 миллиардов руб. Министр правительства Москвы Александр Музыкантский утверждает, что именно из-за сокращения финансирования дорожного фонда затягивается строительство третьего кольца.

Трудно сказать, что больше волнует мэрию: судьба городских дорог или возможность бесконтрольно распоряжаться средствами фонда. Ведь проследить, что происходит с деньгами после того, как они попадают в дорожные фонды, практически невозможно. А деньги это немалые. Например, в 2000 году в территориальный дорожный фонд Москвы шло 2 % выручки предприятий. Даже в нынешнем урезанном виде средства столичного дорожного фонда составят 14 миллиардов рублей. В бытность премьером Владимир Путин был ошеломлен, когда узнал, что средства дорожных фондов равны совокупному оборонному бюджету страны, и спросил: "А где же дороги?".

На этот вопрос следственный комитет МВД вряд ли ответит. Но куда делись те 22 500 кв. метров, на которые "обвесили" пользователей МКАД, москвичи, возможно, и узнают.

Эмма Копейкина, 01.03.2001