статья Большие деньги - большая кровь

Борис Соколов, 20.12.2000

Леонтьевский переулок, где расположено наше интернет-издание, - место, прямо-таки притягивающее террористов. Осенью 1919 года здесь прогремел мощный взрыв в особняке, где находился московский горком партии. На заседании ждали Ленина, но он не приехал. Тогда погибло два десятка партийных функционеров, в том числе первый секретарь МК РКП(б) Владимир Загорский (в его честь потом переименовали Сергиев Посад).

А 19 декабря в Леонтьевском пострадал другой представитель московской власти - вице-премьер столичного правительства Иосиф Орджоникидзе. Рано утром неизвестные обстреляли его машину из автомата Калашникова с глушителем и благополучно скрылись с места преступления. Водитель погиб на месте, а вице-премьер, раненный в бедро и живот, был доставлен в Институт Склифосовского.

Другой знаменитый Орджоникидзе - Серго - тоже, как известно, не своей смертью умер. Любознательные граждане до сих пор спорят, сам он застрелился или был застрелен. Несомненно одно: тот Орджоникидзе стал жертвой партийных разборок, которыми была всегда богата история коммунистических режимов. Однако время идеологических столкновений ушло, и нынешнее покушение на Орджоникидзе поспешили связать с его служебной деятельностью. Вице-премьер курирует международные экономические связи столицы. Через его руки проходят многомиллионные контракты, в частности, по строительству международного центра "Москва-Сити" и автодрома "Формула-1" в Нагатинской пойме, строительство которого оценивается в 100 миллионов долларов. К сфере его ведения относится такие криминализованные в Москве виды бизнеса, как гостиничный и игорный. Конечно, есть люди, недовольные распределением выгодных заказов и рулеточных сверхприбылей, и свое недовольство они вполне могли выразить с помощью автомата Калашникова. Судя по оружию, которое использовал террорист, и по тому, как быстро и умело он скрылся с места преступления, работал профессионал. Не исключено, что Иосифа Николаевича хотели только попугать, чтобы сделать более сговорчивым на тех или иных коммерческих переговорах. Ранее, в апреле 2000 года, на Краснобогатырской улице было совершено покушение на помощника Орджоникидзе Вячеслава Барульника. Тогда стреляли, правда, не из "Калашникова", а из пистолета Макарова. Барульник не пострадал, а был ранен водитель (таков уж удел шоферов - нарываться на пули, предназначенные для их начальников). Тогда сегодняшнее покушение - это уже второй звонок. Во всяком случае, Орджоникидзе повезло больше, чем совладельцу гостиницы "Рэдиссон-Славянская" Полу Тейтуму, которого киллер из такого же "Калашникова" уложил насмерть.

Московские власти поспешили связать выстрелы на Леонтьевском с конфликтом между правительством Москвы и МВД. Пресс-секретарь мэрии Сергей Цой прямо назвал покушение на Орджоникидзе "издержкой неурегулированных взаимоотношений с Министерством внутренних дел, которое продлевает полномочия исполняющего обязанности начальника ГУВД". Как известно, Юрий Лужков противится утверждению на этом посту кандидатуры Виктора Швидкина, и Цой объясняет существенный рост преступности в столице за последнее время именно тем обстоятельством, что у московской милиции до сих пор нет законно назначенного начальника.

Но подобному объяснению могут поверить только очень наивные люди. Неужели для киллеров имеет значение, какой генерал сидит в кресле главы столичного ГУВД: исполняющий обязанности или утвержденный в должности. Большое же число заказных убийств в Москве - простое следствие того, что здесь крутятся самые большие в России деньги. Сам Иосиф Орджоникидзе в интервью "Вечерней Москве" в июне 1999 года признавал, что от 55 до 60 процентов всех иностранных инвестиций в нашей стране приходится на Москву. Тогда он вряд ли предполагал, что вскоре будет "заказан".

Леонтьевский переулок (фото с сайта Министерства культуры РФ)

Борис Соколов, 20.12.2000